Позднее Ctrl + ↑

Творец блуждал по пирамиде Маслоу

Факт творчества никак не связан с Маслоу. Движение по пирамиде означает лишь то, что твой ум не заботят одни штуки, а начинают заботить другие. В целом на всех этажах ум транслирует тревогу, просто по разным поводам. Внизу — мы еды не найдём, повыше — я не нашёл предназначение. Все это просто разные интеллектуальные объекты об одной и той же тревоге.

Но вернёмся к творчеству. Очевидно, что и внизу и вверху пирамиды ты можешь мыслить видением, а не просто бороться с обстоятельствами. И наоборот.

На-первой-Маслоу-чел может иметь видение «я живу в достатке, есть своя крыша над головой, я ощущаю стабильность и не переживаю что завтра мне и моей семье придётся есть». И начинает его реализовывать, менять как в голове себя так и снаружи возможности видеть — творчество. А можно просто, без видения, сразу к делу перейти и начать думать: «не хочу быть бедным, как из этих долгов выбраться и у кого занять? Что я не так делаю? Неудачник я какой-то? Пудин этот ещё!» — не творчество, вряд ли у человека что-то поменяется. За эту тему я точно шарю, т. к. три года назад я выбирался из схожей точки безденежья, долгов и безответственности. Набегавшись по второму пути, я понял, что просто проблемы решаю, а видения где я в порядке с деньгами у меня нет.

Сделаем пару шагов вверх по Маслоу. И встретим другого персонажа:

Повыше-Маслоу-чел может забыть про видения связанные с крышей и едой, они у него реализованы и делать нечего, надо что-то другое придумывать: проекты, мир спасти, книгу написать. Ну род продолжить хотяб. Видение его будет в этой парадигме.

По Маслоу можно гулять вверх и вниз используя творческую природу.

Коллеги, расходимся!

Отличные штуки в дизайне получаются только в душевной компании. Компания эта начинается от 1 до 3 человек. Остальные могут не включаться в душевность, а просто быть.

Чтобы придумалось должен быть фан. И должны быть созвоны или встречи без «коллег, фоллуапов и агенд». И тогда делать отлично можно даже без бизнес-целей, полезных действий и пониманий задач.

А если нет фана, то все инструменты, регламенты и прочее, позволят сделать хотя бы хорошо, ну и денег заработать.

Но в целом, люди с серьезными лицами, редко делают отличные штуки.

Ты умный, а ты глупый

Творчество и интеллектуальные способности

Интеллект не при чем. Если мы берём нашу думалку — ум, и измеряем ее тем как она может видеть зависимости, придумывать конструкции и т. д. Например, натравим человека на айкью-тест, и посмотрим как тот умом блещет. Да, мы поймём, что у одного ум может создавать конструкции и видеть более сложные зависимости, а у другого — нет. Судьи скажут: «этот умный, а тот глупый».

Но факт творчества не заключается в сложности или оригинальности. Заключается только в том, что ты реализуешь своё видение.

Обычный-айкью-чел придумает себе видение сложности: «ем еды вкусной, дома уютно, высыпаюсь, нет-нет да и путешествую, да и телек чтоб был 7K». При создании он будет оперировать очень простыми интеллектуальными объектами.

Сверх-айкью-чел сможет надумать себе видение сложнее: «сложный музыкальный альбом, чтобы как книга слушался и чтоб все с ума сошли от того как я закрутил и какой я умный и начитанный». Или «в космос летать будем по цене чартера». Тут при создании видение в ход идут тяжеловесные интеллектуальным объекты, которые обычным-айкью-челам не поднять скорее всего.

Акт творчества останется одинаковым для человека с любым интеллектом.

«На помощь! Тут человек устал от помощи».

Правило жизни любого, чья роль начинается со слова «помощник» звучит так: «Всеми способами разгружать голову того, кому помогаешь».

И еще пара следствий:

В случае проблемы, в первую очередь напряги всех кроме руководителя, и только если совсем абзац — иди к руководителю.
Да: нужно организовать встречу, но запутался в ролях на новом проекте — полистал историю чата, постучался к дизайнеру, сориентировался.
Нет: А это кто? А это где? А как лучше? А в календарь?

нужно максимально понять продукт деятельности руководителя, и стараться действовать на опережение, чтобы все двигалось к продукту. брать на себя ответственность за все, кроме ключевых решений по продукту деятельности.
Да: мы планировали запустить рекламу, там реклама встала почему-то, но я уже нашел таргетолога и мы все решили. Писатель с текстами задерживается, но я уже сориентировала заказчика, что мы придём чуть позже.
Нет: там разрабы что-то с сайтом затягивают, я решил, что мы сайт пока уберем и запустим группу ВК.

«Реализоваться, в этот мир ворваться, <...>влюбиться,<...>врубиться…» и не разочароваться!

Ща скажу громко. Человек рождён, чтобы реализовать свою творческую силу.

Для меня любой человек — творец по своей природе: выдумывать видение и изменять реальность, реализуя это видение. Другой вопрос, что люди не реализуют свою природу, и живут как «правильно», как в статье написано.

Реализовывать то, что ты задумал — природа человека.

Идти против природы — реализовывать, то что самому не хочется, с чем ты не согласен. Работать там, где не нравится, потому что это логично. Жить не на своем месте. Общаться не со своими людьми. Довольствоваться тем, что есть. Это против природы, потому что ты не доверяешь миру, и сдерживаешь себя умом (а ты — часть природы). Ведь если бы не ум, ты бы давно бросил нелюбимую работу — это путь наименьшего сопротивления — идти туда где тебе хорошо.

Ещё вариант бегать от того, что не нравится. Я на работаю тут, потому что на прошлой работе было еще хуже и я ушел. И это уже ближе к природе, но ещё не реализация существа человек. У человека есть ум, который может придумывать и вести человека. Человек может выдумывать и воплощать. Ум — это особенность природы человека, это инструмент, которым мы должны научиться владеть.

Ты реализуешься если:

  • имеешь видение что ты хочешь,
  • выбираешь намерение реализовать это видение,
  • сотрудничаешь с миром в процессе реализации.

Каждый — творец, если не запутался в уме.

Умение ждать в творческом процессе

Когда пишешь песню большая часть процесса не предсказуема: то, что сегодня напишется нет никаких гарантий. Что именно напишется — неизвестно. Ты каждый день садишься писать, и тебе любопытно что получится и вообще, получится ли.

Так, ты постепенно привыкаешь к двум вещам:

Если ничего не пишется — сиди жди, а тужиться бесполезно. Можешь идти прогуливаться, смотреть кино и т. д. Спокойно принимай, что пока ничего не понятно, идей нет, рифма не складывается и т. д.

«Пишется» приходит внезапно. Если пришло, то бросай все и пиши. Спишь ты, в дороге, или на встрече с другом — не волнует. Не будешь писать — упустишь момент. Никаких «запомню, потом запишу».

Но писать регулярно важно, даже когда не пишется. Для того, чтобы точить навык письма, владеть рифмой интуитивно, чтобы метафоры ловко находились и т. д. Ещё чтобы были какие-то лоскутки из которых можно было потом что-то собрать.

В процессе нет никаких иллюзий, что завтра сядешь и напишешь песню. Нормально относишься что одна песня за день напишется, а другую пол года пишешь.

Но когда я решил запускать свой проект, я пустился во все тяжкие планирования и контроля. Что сейчас мне кажется довольно опрометчивым, если учесть, что результат там ещё туманнее чем в случае с песней, а в процессе замешано куча людей. И глупым мне кажется не сам факт плана, а то, что когда все шло не так, или просто не двигалось, я был с этим не согласен. Я считал что все усилия которые я трачу должны давать результаты и никак иначе.

Теперь же я живу все больше в формате — интересно что сложится и когда. Привыкаю жить в режиме: если что-то поперло, то делать сейчас, если нет — ждать. Работать от этого меньше не стал — моя задача быть готовым к моменту «пишется».

Тяжело должно быть легко

Начну с противоречия: тяжело трудиться должно быть легко.

А дальше объяснюсь.

Например, разгрузить вагон угля — это физический труд. Написать научную статью — интеллектуальный. Снять кино — интеллектуальный и социальный.
Напряжение возникает между человеком и задачей, энергия человека уходит на решение поставленной задачи.

Но бывает когда к этой задаче подмешивается ещё одна — уговорить себя. Мне не нравится работа, я недоволен всем, что происходит и не хочу работать, но работаю, потому что так принято, этот проект важен, там деньги и т. д. В этом случае напряжение возникает внутри человека и большое кол-во энергии уходит на борьбу с собой. В таком случае труд становится действительно тяжёлым.

Чтобы сделать работу хорошо, бывает приходиться сильно напрягаться: недосыпать, думать, таскать, уговаривать людей. Но если мы договорились с собой, и видим зачем это делаем, то делать все это нам легко и интересно.

Поэтому я талдычу как важно сформировать видение результатов, прежде чем что-либо делать. Как минимум работать станет легче.

Если мы в конфликте с собой, то самое время остановиться и, либо увидеть зачем мы это делаем и что ждём в результате, либо больше этого не делать.

Забавно то, что в моменты ощущения тяжести, самым логичным решением кажется что нужно изменить внешние факторы — взять работу попроще, и тогда будет легче. Но это не работает потому что нам ежедневно дано какое-то кол-во энергии, которое хотим мы или нет, должны потратить — так устроен мозг. Но если работа простая и на неё нужно мало энергии, мозг потратит энергию на переживания, на борьбу с самим собой и т. д.

Поэтому эффективным будет всегда делать умеренно сложную для нас работу — свою работу. Т. е. ту, которая достаточно сложна чтобы увлечь нас, но при этом не на столько сложна чтобы сломать.

В итоге, если включать режим советчика: выбери актуальные для себя сложности и тогда трудиться будет легко.

Проблемы? Решай или твори.

Видение это не про визуализацию, доску желаний и чудеса внешних сил. Видение — инструмент фокусировки себя на том, что ты хочешь создать, а не на проблемах, которые хочешь решить.

Проблемы сами по себе ничего не значат, до тех пор пока они не начинают нас волновать.

Например, если у меня в машине сломался стеклоподъемник, это проблема, но меня она не волнует — есть деньги, время, поехал и починил. Тут нет никакого творчества и мудрить нечего.

Но если же у меня ломается стеклоподъемник и это уже 5 поломка машины за полгода — меня начинает это волновать. Или если у меня нет денег или времени на починку — тоже волнует.

И вот в такие моменты есть два варианта событий: решать проблемы или подключить творческое мышление.

Когда мы решаем проблемы наше внимание направлено в точку «проблема». И как только проблема решится, мы получим удовлетворение. Но рядом найдётся ещё какая-нибудь проблема — дома, на работе или где-то ещё. Внимание будет снова займётся новой проблемой. Если такое повторять, то сформируется паттерн мышления «решатель проблем», и теперь мы мастерски ищем проблемы и ворча их решаем. Мы все знаем ребят, которые все время в проблемах.

Но дело в том, что решить проблему или задачу, это не то, чего мы хотим на самом деле. На самом деле мы хотим как-то изменить реальность, чтобы реальность стала лучше.

Если в случае со стеклоподъемником я начну решать проблему, то я буду действовать примерно так: я обнаружил поломку, звоню на СТО, еду, чиню и т. д. Если присмотреться, то можно увидеть, что мое видение выглядит в лучшем случае как «исправленный стеклоподъемник», а скорее всего как «я успешно ремонтирую авто». И мое поведение соответствует этим видениям: я не слежу за авто до поломки, езжу на стареньком авто, и ремонтирую когда ломается. Хочу ли я что-то создать? Нет, я действую от проблем — обстоятельства вынуждают меня действовать.

Но если бы я сформулировал видение, например, где я езжу на автомобиле, в котором уверен, что у него под капотом все хорошо, и в салоне комфортно. Я чувствую себя в таком случае гораздо увереннее и спокойнее: я, не отвлекаясь, занимаюсь делами и автомобиль мне помогает. Ну и я чувак у которого хороший автомобиль — я его уважаю.

Такое видение уже мне захочется реализовать, и если я приму решение его создавать, то скорее всего мое поведение будет другим. Я так же позвоню на СТО, но ещё я буду больше заботиться об автомобиле до поломки, возможно вообще задумаюсь о смене авто, иногда буду делать диагностику и т. д. Я буду сфокусирован на реальности где таких проблем нет или они меня не волнуют. Т. е. я бы стремился к видению, а не убегал от проблем.

Проблемы, которые волнуют, всегда были поводом для творчества. Например, кого-то волновало то, что нельзя быстро найти свободную машину такси и ребята начали работать над видением мира, в котором этой проблемы нет — сегодня за нами приезжают такси за 5 минут. Других волновало что приходится постоянно пылесосить дома, и они изобрели робот-пылесос.

Видение не творит магию, а меняет фокус внимания, и как следствие помогает корректировать поведение в моменте.

Дружба с обстоятельствами

Я уже писал, что большинство моих результатов в жизни — череда случайностей, на которые я как-то правильно среагировал.

Сегодня чуть подробнее про случайности и нашу реакции на них. Случайности — следствие нашего взаимодействия с другими людьми. Результаты которых мы желаем, часто зависят в большей степени от внешних обстоятельств: должны появиться нужные люди, сделать то, чего вам бы хотелось. А там где появляются люди множатся случайности и все становится непредсказуемым.

Самостоятельно можно сделать многое, но не все. Я могу написать книгу, но чтобы её хорошо сверстали и доставили до читателей, нужны люди. Да даже чтобы написать книгу мне нужны люди — с ними поговорить лично или случайно что-то подслушать в кафе, чтобы сложить рассказ.

И можно поставить всё на себя: именно я найду нужных людей, именно я составлю план, поставлю четко задачи и проконтролирую. А можно сгенерировать обстоятельства где есть нужные люди, которые сделают это даже лучше чем ты ожидаешь. Первый способ — про напряжение и иллюзорную предсказуемость, второй — про лёгкость и случайности. Первый — медленнее и результаты скудные. Второй — быстрее и результаты часто удивляют. Первый — «План». Второй — «Неплан»

Среди всех случайностей, с которыми мы сталкиваемся, таятся возможности для реализации желаемого результата. В режиме Неплана у тебя есть Видение, оно помогает чаще замечать возможности даже интуитивно. Работает это как в случае, если ты выбрал себе автомобиль и теперь он постоянно попадается тебе на глаза: в рекламе, на парковке, в разговоре и т. д. Так же и тут, мозг бессознательно замечает все, что подходит под ключевую тему заданную видением.

Если пытаться контролировать случайности согласно задуманному плану, то ты начинаешь воспринимать обстоятельства как враждебные силы, которые мешают тебе, и перестаёшь видеть возможности и использовать все, что есть в текущих обстоятельствах. Твоё внимание концентрируется не на результате, а на борьбе с обстоятельствами.

Пример «Неплана» из моей жизни:

Мы с друзьями выезжаем с Алтая в Новосибирск. Предстоящие 7 часов езды я видел так: в дороге у меня получилось сосредоточиться и написать статью (за последние два дня куча мыслей, мозг чешется, но все никак не собирается в цельную историю). Как итог я удовлетворён статьей и вдохновлён результатом, у меня куча новых мыслей.

Выезжаем. Через 15 минут пути, друзья предлагают заехать в Манжерок — курортное место на Алтае. Заезжаем, а там максимально туристическое место, какие я не переношу: жара, праздник, дети, шары, мороженное. Все идёт совсем вразрез ожиданиям «сосредоточиться и написать статью». Друзья идут на подъёмник, я с легким раздражением говорю: «Я подожду вас в каком-нибудь тихом кафе, почитаю пока». Мне говорят: «Где ты найдёшь тут тихое кафе!?». А вокруг атмосфера такая, что шанс найти тихое место и правда кажется не реальным. Я ухожу.

Иду глазею по сторонам, интуитивно захожу в тусклое, непрезентабельное кафе «Чешская булка» — кажется там народу поменьше. Заказываю кофе и булку, сажусь в угол, шуршит кондиционер — почти хорошо. Только народ постоянно ходит туда сюда и галдит, сосредоточиться трудно. Кофе оказался отвратительный, булка ещё хуже, но мне это сегодня не особо важно.

Через 5 минут в кафе заходит парень, перекидывается несколькими репликами с хозяином кафе и уходит. После этого хозяин подходит к двери, провожает уходящих гостей и закрывает дверь на защелку изнутри. Я остаюсь один в зале. Я тоже поднимаюсь уходить, но хозяин говорит: «У нас большой заказ, вынуждены закрыть кафе пока. Но вы можете сидеть, как надоест — уйдёте».

И вот я сижу в эпицентре «курорта» в полной тишине и пишу. Через час возвращаются мои друзья, у меня написана статья и я ей удовлетворен, я на эмоциональном подъёме.

Все произошедшее — череда случайностей. Не будь у меня видения, я возможно по другому бы реагировал: зашёл в кафе по презентабельнее, или когда понял что кофе не вкусный — ушёл бы. А будь у меня план, я бы наверное совсем от гнева на нет сошёл.

Видение и удовольствие в моменте

Мы часто отдаём предпочтение удовольствиям в моменте, вместо долгосрочной выгоды. Поспать, вместо пробежки. Шопинг, вместо финансовой подушки. И это сново про отсутствие видения будущих результатов.

Эксперимент с  зефиром он про это. Мозг многих из нас не принимает решение в пользу мифической выгоды потом, даже если она объективна и озвучена ему. Только в том случае если человек сам увидел это выгоду в будущем и захотел её — мозг идёт на сделку и отказывается от сиюминутной выгоды, ради большей в будущем.

Видением мы показываем себе все преимущества жизни, когда мы будем обладать результатами: на уровне ощущений. Теперь когда нам предстоит принимать решения, мозг будет действовать пользу этого видения, легко отказываясь от сиюминутной выгоды.

Когда появляется видение, то образуется очевидная разница между тем, что есть сейчас и тем, что хочется. В книге «Путь наименьшего сопротивления» Фритц обьясняет, что между этими точками создаётся напряжение и оно стремится разрядиться — это закон природы. Напряжение разрядиться тогда,когда мы достигнем видения. И поэтому нам легко двигаться, нас туда тянет.

Мы часто обманываемся тем, что говорим себе «я решил что-то делать» и начинаем сразу делать. А тут нужно остановиться и нарисовать видение.

Про видение я буду говорить много, т. к. это основная штука в процессе достижения результатов.

Видите ли, видение!

Бывает тяжело заставлять себя что-то делать, хотя ты вроде твёрдо решил достичь цели — выучить язык, запустить проект, стать стройным. А если тяжело, то это не ок, чуть потерпишь и скорее всего бросишь.

Эта тяжесть появляется не от самого факта, что нужно что-то делать, а от отсутствия видения результата — ради чего стараться.

Видение — это кино в нашем воображении про нас самих, обладающих результатами. Кино должно захватывать так, чтоб на попкорн не хотелось отвлекаться.

И зависимость случается такая: чем соблазнительнее видение, тем легче процесс. Даже самые тяжелые вещи даются с лёгкостью. Так мы подключаем бессознательный механизм принятия решения.

От видения меняется наше поведение: мы по другому говорим, принимаем другие решения.

Но часто мы действуем без видения. Хочу другую работу — буду искать работу. Хочу похудеть — сажусь на диету.

Пример: за всю жизнь я приступал к изучению английского языка раз 10, и обычно бросал через 1—2 месяца — тяжело себя заставлять, не интересно же.

Но однажды мы были в Стамбуле и в ресторане я перекинулся несколькими словами с турком — мне было тяжело подбирать слова, но что-то меня зацепило. Я вдруг захотел быть чуваком, который свободно говорит на английском. Я представил себя говорящим с людьми за границей, болтающим в зуме и т. д. Я зауважал этого «себя в будущем» — крутой чувак же. С того дня прошло 6 месяцев и я ежедневно что-то слушаю, читаю на английском, звоню и разговариваю. При этом мне совсем не нужно с собой договариваться. Даже странно, если ничего на английском не смотрел и не слушал.

Неплан. Погружение в хаос

У меня была иллюзия что прогресс в моей жизни обязан моим усилиям и следованию плану. Я думал, что все результаты я получаю благодаря тому, что ставлю себе задачи и выполняю их.

Я провёл ревизию своих достижений, и обнаружил, что большая часть из них со мной случилась сама собой. Люди с которыми я сейчас работаю пришли в мою жизнь благодаря случайностям: сняли офис рядом, познакомились на практикуме, сидели за одной барной стойкой по утрам. Название первой студии «Мысмаксом» я не придумал, а опечатался в статье ЖЖ и потом просто поддержали шутку. Сообщество с практиками по дизайну я сделал потому что мне было скучно в новогодние каникулы. Лучшие свои статьи я написал, не думая о том, кто их будет читать и какая у них польза. А с одной из моих заказчиков я когда познакомился благодаря свайпу в Тиндере.

А что же с планами? Я придумывал проекты, планировал их запуск, запускал и проект проваливался. Я планировал презентации дизайна, для которых писал «драматургию встречи» и дизайн не принимался. Искал дизайнера с помощью вакансий и собеседований, и находил одного с пометкой «третий сорт не брак».

Следование плану лучше всего описывает случай: однажды я решил запустить курс и набрать группу из 30 человек. Я составил план как я буду набирать, посмотрел как это делают другие, спроектировал цепочку: сделаю промо-страницу, проведу вебинар там расскажу о курсе, потом вот такое письмо, потом таргетинг и т. д. На протяжении двух недель у меня ежедневный ту-ду лист, в котором по 10—15 пунктов. Я сфокусирован — никаких просмотров фильмов и посиделок с друзьями. Естественно всё шло не по плану, естественно я корректировался и строил новые планы. Результат: я набрал 15 человек. Я конечно, порадовался и этому, но наградить себя медалью «король продуктивности» как-то рука не поднималась.

И конечно, я знаю присказку «хочешь рассмешить бога расскажи ему о своих планах», и знаю, что планы всегда меняются и нужно с этим смириться. Но меня заинтересовало другое, а действительно ли следование плану это хорошая тактика? Соотношения кол-во усилий к полученным результатам в первом случае явно выигрывает. Но при этом бездумно довериться хаосу, тоже казалось сомнительным. Я решил в этом разобраться.

Исследование я озаглавил первым пришедшим в голову словом «Неплан». Все свои выводы пишу сюда.

Ваш войс очень важен для меня, я отвечу вам завтра

Заметка, которую буду отправлять всем, кто присылает мне аудиосообщения. И иногда буду сам перечитывать, а то нет-нет да и да.

Аудиосообщение — зло, потому что:

  1. Его невозможно прочитать за несколько секунд, а значит я отложу его изучение на попозже (а вспомню ли?).
  1. Аудио не удобно слушать в моменте. Нельзя его прослушать во время скайп-колла, быстро Ок-нуть во время беседы с товарищем и т. д. Значит снова я отложу его и отвечу вам завтра.
  1. Содержание аудио на 80% — попытки сформулировать мысль. Почему я должен тратить своё время на то, чтобы слушать как вы формулируете мысль? Если вы не радио-ведущий, то скорее всего вы так-себе формулируете мысли на ходу. Я, например, ужасно это делаю.
  1. Чтобы вернуться к тому что лежит внутри сообщения мне нужно его переслушать. Верх глупости записывать в аудио такие вещи как: задание на работу, резюме встречи, стоимость и даты, место встречи и т. д.

Почему так хочется записать аудио

  1. Потому что для мозга войс требует меньших усилий, чем написание текста: не нужно фокусироваться, формулировать мысли стройно, убирать лишнее, расставлять пунктуацию. Гораздо проще нажать кнопку и начать говорить.
  1. Голосовухи создают иллюзию «я решаю вопросы». Даже когда ты за рулём, на ходу, между делом — можно бубнить и ощущать себя, что ты не зря тратишь время.
  1. Иллюзия оперативности. Кажется что записать аудио быстрее чем писать. Но быстрее только в моменте отправки. Но в учёт не берётся время, которое уходит на ожидание ответа (оно сильно больше чем у текстовых сообщений + время на прослушивание получателем (еще и несколько раз, потому что «отвлекли/невнятно»)

Когда нужно писать аудио
Только в одном случае: когда вы хотите поделиться эмоциями. Общайтесь с друзьями, любимыми с помощью аудио: усюсю, ахаха и вот это все — гораздо сочнее звучит в аудио. Но когда по работе — пишите текст.

Альбом «Там за лесом», 2013

Решил вытащить наш альбом из Яндекс Дисков, а то раньше так нельзя было. Приятного прослушивания!

Лёша Рева, Серёжа Минор, Руслан Рахимджанов «Там за лесом»

Работа — не просто работа

Из прошлой статьи может показаться что я ратую за работу сквозь боль и страдание: просто делай работу без души, лишь бы платили, т. к. работа — это же просто работа.

Так вот для тех кому показалось так, пишу следующую, она снимет, возникшее у вас, напряжение.

Прошлая статья была про здоровое отношение к работе — без завышенных ожиданий. После того, как ожидания уровнялись, можно идти дальше.

Просто выполнять работу — это минимальный базовый уровнь, который от тебя ждут на работе. Но если относиться к работе только так, то вряд ли мы создадим проекты, которые изменят мир, вряд ли нарисуем иллюстрации, которые покорят зрителей. Работа будет сделана, а жизнь будет скучной и однотонной.

Чтобы сделать что-то стоящее важен блеск в глазах исполнителя, его искренняя заинтересованность и включенность в задачи, инициатива и т. д. А всё это находится внутри исполнителя. Можно сколько угодно заниматься мотивировать исполнителя: играть в мячики, мотивировать, выдавать значки, коачить и т. д., но блеск и инициатива идут не оттуда.

Сделать работу интересной задача самого исполнителя. Любая задача может быть одновременно скучной и безумно интересной — смотря с какой стороны посмотреть. И если исполнитель не умеет смотреть, то всегда будет видеть скучные задачи.

И я думаю, что каждому нужно учиться делать свою работу интересной.

А чему учиться?

Ну, например вот этому:

Усложнять задачи. Любую задачу можно решить просто в лоб, а можно добавить в ней вызов для себя и задача заиграет другими красками. К тебе пришли за паттерном на коробочку, а ты возьми и усложни: разработай форму коробки и придумай новые крепления. Или еще сложнее: придумай как изменить опыт пользователя при получении подарков, может и вовсе коробочка не понадобится. Для этого нужно уметь видеть цели и ограничения: «зачем мы паттерн рисуем?» и предлагать решения, которые лучше этого достигнут чем паттерн в тех же ограничениях. В результате — тебе безумно интересно, и заказчику радость, что человек не просто работу работает.

Развлекать себя. Да, да, это нужно уметь делать. К тебе пришли за визиткой, а ты расчехлил 3Д-редактор, потому что очень уж любопытно и зарендерил какую-то штуку для неё. Заказывал ли 3Д заказчик? Нет, но визитка получилась классной и это главное, а вам не было скучно на работе. Заказчику всё равно какую сетку ты использовал, сам ты рисовал иллюстрацию или взял откуда-то. Главное, чтобы задача была решена в условиях контекста. А значит там можно найти свой кураж, о котором знаешь только ты.

Быть любознательным. Очень важно иметь увлечения в различных сферах. Чем скуднее у тебя кругозор, тем скуднее ты решаешь задачи. Тебе никогда не придёт в голову спеть визитку, если ты не поёшь. Ты можешь запрограммировать диплом, выпечь визитку, или сшить сайт. Мультиопыт сильно усложняет призму, через которую ты смотришь на задачу и подсказывает неожиданные решения. Ответ на вопрос «чем ты занимаешься помимо дизайна?» один из ключевых, которые я задаю дизайнеру постарше. И если там ничего, то скорее всего и в дизайне будет всё сухо по-дизайнерски.

Короче, кайф — это твоя забота, не требуй его от работы.

Ранее Ctrl + ↓