Rose debug info
---------------

Лёша Рева? Очуметь!

Как организовать жизнь, когда твоя природа — хаос

Неплан. Погружение в хаос

У меня была иллюзия что прогресс в моей жизни обязан моим усилиям и следованию плану. Я думал, что все результаты я получаю благодаря тому, что ставлю себе задачи и выполняю их.

Я провёл ревизию своих достижений, и обнаружил, что большая часть из них со мной случилась сама собой. Люди с которыми я сейчас работаю пришли в мою жизнь благодаря случайностям: сняли офис рядом, познакомились на практикуме, сидели за одной барной стойкой по утрам. Название первой студии «Мысмаксом» я не придумал, а опечатался в статье ЖЖ и потом просто поддержали шутку. Сообщество с практиками по дизайну я сделал потому что мне было скучно в новогодние каникулы. Лучшие свои статьи я написал, не думая о том, кто их будет читать и какая у них польза. А с одной из моих заказчиков я когда познакомился благодаря свайпу в Тиндере.

А что же с планами? Я придумывал проекты, планировал их запуск, запускал и проект проваливался. Я планировал презентации дизайна, для которых писал «драматургию встречи» и дизайн не принимался. Искал дизайнера с помощью вакансий и собеседований, и находил одного с пометкой «третий сорт не брак».

Следование плану лучше всего описывает случай: однажды я решил запустить курс и набрать группу из 30 человек. Я составил план как я буду набирать, посмотрел как это делают другие, спроектировал цепочку: сделаю промо-страницу, проведу вебинар там расскажу о курсе, потом вот такое письмо, потом таргетинг и т. д. На протяжении двух недель у меня ежедневный ту-ду лист, в котором по 10—15 пунктов. Я сфокусирован — никаких просмотров фильмов и посиделок с друзьями. Естественно всё шло не по плану, естественно я корректировался и строил новые планы. Результат: я набрал 15 человек. Я конечно, порадовался и этому, но наградить себя медалью «король продуктивности» как-то рука не поднималась.

И конечно, я знаю присказку «хочешь рассмешить бога расскажи ему о своих планах», и знаю, что планы всегда меняются и нужно с этим смириться. Но меня заинтересовало другое, а действительно ли следование плану это хорошая тактика? Соотношения кол-во усилий к полученным результатам в первом случае явно выигрывает. Но при этом бездумно довериться хаосу, тоже казалось сомнительным. Я решил в этом разобраться.

Исследование я озаглавил первым пришедшим в голову словом «Неплан». Все свои выводы пишу сюда.

Ваш войс очень важен для меня, я отвечу вам завтра

Заметка, которую буду отправлять всем, кто присылает мне аудиосообщения. И иногда буду сам перечитывать, а то нет-нет да и да.

Аудиосообщение — зло, потому что:

  1. Его невозможно прочитать за несколько секунд, а значит я отложу его изучение на попозже (а вспомню ли?).
  1. Аудио не удобно слушать в моменте. Нельзя его прослушать во время скайп-колла, быстро Ок-нуть во время беседы с товарищем и т. д. Значит снова я отложу его и отвечу вам завтра.
  1. Содержание аудио на 80% — попытки сформулировать мысль. Почему я должен тратить своё время на то, чтобы слушать как вы формулируете мысль? Если вы не радио-ведущий, то скорее всего вы так-себе формулируете мысли на ходу. Я, например, ужасно это делаю.
  1. Чтобы вернуться к тому что лежит внутри сообщения мне нужно его переслушать. Верх глупости записывать в аудио такие вещи как: задание на работу, резюме встречи, стоимость и даты, место встречи и т. д.

Почему так хочется записать аудио

  1. Потому что для мозга войс требует меньших усилий, чем написание текста: не нужно фокусироваться, формулировать мысли стройно, убирать лишнее, расставлять пунктуацию. Гораздо проще нажать кнопку и начать говорить.
  1. Голосовухи создают иллюзию «я решаю вопросы». Даже когда ты за рулём, на ходу, между делом — можно бубнить и ощущать себя, что ты не зря тратишь время.
  1. Иллюзия оперативности. Кажется что записать аудио быстрее чем писать. Но быстрее только в моменте отправки. Но в учёт не берётся время, которое уходит на ожидание ответа (оно сильно больше чем у текстовых сообщений + время на прослушивание получателем (еще и несколько раз, потому что «отвлекли/невнятно»)

Когда нужно писать аудио
Только в одном случае: когда вы хотите поделиться эмоциями. Общайтесь с друзьями, любимыми с помощью аудио: усюсю, ахаха и вот это все — гораздо сочнее звучит в аудио. Но когда по работе — пишите текст.

Работа — не просто работа

Из прошлой статьи может показаться что я ратую за работу сквозь боль и страдание: просто делай работу без души, лишь бы платили, т. к. работа — это же просто работа.

Так вот для тех кому показалось так, пишу следующую, она снимет, возникшее у вас, напряжение.

Прошлая статья была про здоровое отношение к работе — без завышенных ожиданий. После того, как ожидания уровнялись, можно идти дальше.

Просто выполнять работу — это минимальный базовый уровнь, который от тебя ждут на работе. Но если относиться к работе только так, то вряд ли мы создадим проекты, которые изменят мир, вряд ли нарисуем иллюстрации, которые покорят зрителей. Работа будет сделана, а жизнь будет скучной и однотонной.

Чтобы сделать что-то стоящее важен блеск в глазах исполнителя, его искренняя заинтересованность и включенность в задачи, инициатива и т. д. А всё это находится внутри исполнителя. Можно сколько угодно заниматься мотивировать исполнителя: играть в мячики, мотивировать, выдавать значки, коачить и т. д., но блеск и инициатива идут не оттуда.

Сделать работу интересной задача самого исполнителя. Любая задача может быть одновременно скучной и безумно интересной — смотря с какой стороны посмотреть. И если исполнитель не умеет смотреть, то всегда будет видеть скучные задачи.

И я думаю, что каждому нужно учиться делать свою работу интересной.

А чему учиться?

Ну, например вот этому:

Усложнять задачи. Любую задачу можно решить просто в лоб, а можно добавить в ней вызов для себя и задача заиграет другими красками. К тебе пришли за паттерном на коробочку, а ты возьми и усложни: разработай форму коробки и придумай новые крепления. Или еще сложнее: придумай как изменить опыт пользователя при получении подарков, может и вовсе коробочка не понадобится. Для этого нужно уметь видеть цели и ограничения: «зачем мы паттерн рисуем?» и предлагать решения, которые лучше этого достигнут чем паттерн в тех же ограничениях. В результате — тебе безумно интересно, и заказчику радость, что человек не просто работу работает.

Развлекать себя. Да, да, это нужно уметь делать. К тебе пришли за визиткой, а ты расчехлил 3Д-редактор, потому что очень уж любопытно и зарендерил какую-то штуку для неё. Заказывал ли 3Д заказчик? Нет, но визитка получилась классной и это главное, а вам не было скучно на работе. Заказчику всё равно какую сетку ты использовал, сам ты рисовал иллюстрацию или взял откуда-то. Главное, чтобы задача была решена в условиях контекста. А значит там можно найти свой кураж, о котором знаешь только ты.

Быть любознательным. Очень важно иметь увлечения в различных сферах. Чем скуднее у тебя кругозор, тем скуднее ты решаешь задачи. Тебе никогда не придёт в голову спеть визитку, если ты не поёшь. Ты можешь запрограммировать диплом, выпечь визитку, или сшить сайт. Мультиопыт сильно усложняет призму, через которую ты смотришь на задачу и подсказывает неожиданные решения. Ответ на вопрос «чем ты занимаешься помимо дизайна?» один из ключевых, которые я задаю дизайнеру постарше. И если там ничего, то скорее всего и в дизайне будет всё сухо по-дизайнерски.

Короче, кайф — это твоя забота, не требуй его от работы.

 Нет комментариев    68   3 мес  

Работа — это просто работа

Ща будет пост про то, как дизайнерам на Руси на работе жить тяжело. И почему работа вам не должна ни «саморелизации», ни «состояния потока», ни «удовольствия».

Проснулся однажды утром дизайнер и вдруг подумал: «чёт, меня больше не прёт кнопки рисовать…искра куда-то пропала». Дальше дизайнер открывает интернет, друзей полайкать, а там натыкается на лозунги «делай то, что любишь», «найди своё предназначение», видит фотки счастливых ребят, которые «нашли себя». После возвращается к рабочим задачам, а там тоска смертная. Какой-то сотый экран для мобилки рисуем, че-то кому-то нужно объяснять и защищать, программисты капризничают.

«Ну точно, это вообще не то, что я должен делать. У меня явно есть предназначение, я должен реализоваться. А у нас на проектах чет это не получается». Через несколько месяцев замечаем, что у дизайнера совсем потухли глаза, и он размахивает флагом «я выгорел».

Примерно так мы получаем ребят с психологическими расстройствами, которые выгорают как спички и страдают на работе.

И первая реакция — нужно что-то сделать, чтоб дизайнеру стало хорошо: поиграть с ним во что-то, подтасовать задачки поинтереснее, замотивировать, покоачить и т. д.

А я бы посоветовал принять другую пилюлю: исправить отношение к работе.

Все страдания, от того, что у человека есть ожидания от работы и они не оправдываются. У наших предков не было такой картинки — папа ходил на завод сутки через двое, работал как конь, приходил домой и спал. Ни о какой самореализации и речи не шло, психологических проблем тоже не было.

Работа — это просто способ добывания денег: вам дают деньги, за то, что вы снимаете чью-то головную боль. И этот способ на дистанции очень однообразен и скучен. И можно попробовать считерить и найти что-то приятное в работе, как-то её украшать. А можно пойти в обратную сторону: работу просто нужно сделать, чем быстрее и легче, тем лучше. А самореализацию искать на стороне.

Когда я включил у себя этот тумблер, я перестал ожидать что презентация, которую я верстаю мне должна нравиться — сделать быстрее и пойти своими любимыми делами заниматься: программировать, гулять, общаться с друзьями, пилить свой проектик. А на деньги которые мне заплатят, я буду заниматься любимыми делами с ещё большим кайфом (куплю новый комп, оплачу airtable, куплю гитару) + еще подумаю что можно сделать с деньгами, чтобы уменьшить работу в своей жизни.

При этом важно делать работу хорошо. Просто хорошо, не больше не меньше.

Время метафор
Тут как всегда у меня есть метафора.

Например, вот дома есть посуда, и она становится грязной. У вас есть вариант — помыть посуду. Скучный, не вдохновляющий, но дающий результат. Вы берёте и моете посуду каждый день и посуда чистая. Мыть посуду — это тоже самое что работать. Никакого удовольствия там на прямую быть не должно. Мытье посуды не должно тебя увлекать, мотивировать и т. д. Когда моешь посуду думаешь об одном: как с этим побыстрее разобраться, чтобы заниматься своими делами.

Но конечно у тебя всегда есть другие варианты:
 

с посудой с работой
оставить посуду грязной и страдать сидеть без денег и страдать
свалить всё на жену жить за чей-то счёт
купить посудомойку выпустить продукт и получать с него деньги
нанять мойщицу делегировать работу, и получать деньги
не есть дома работать попроектно
слушать любимые подкасты пока моешь посуду настроить автоматизацию на часть своих задач и кайфануть

 
 
При этом важно помнить о самореализации и состоянии потока, но помнить, что этого нет в самой работе. Ты либо это создаешь там сам, либо ищешь где-то на стороне. Все попытки обвинить работу в том, что там вас заставляют делать то, что вам не хочется ведут к расстройствам. Ты тратишь лишнюю энергию там, где можно было её вообще не тратить. Сделай быстро и занимайся чем-нибудь другим. Либо ищи способы добыть деньги вне паттерна «работать»

 Нет комментариев    99   4 мес  

«Я такой» и «Всё понятно, расходимся»

Пытаясь понять себя и мир, я понял в чем мои сильные и слабые стороны и этим стал объяснять все свои успехи и провалы.

И если объяснения успехов никаких вопросов не вызывали — красавчик, что тут скажешь (хотя на самом в успехе огромная доля случайности), а вот объяснения провалов создавали иллюзию решения проблем. На любые нестыковки в жизни находились красивые объяснения почему я не смог это сделать: у меня такой тип мышления, и соответственно я не могу делать системные вещи. Всё понятно же, расходимся.

На самом деле, когда ты объясняешь себе «почему это так» ты говоришь своему мозгу: не нужно думать, тут все понятно. Это забалтывание себя. Ты снимаешь напряжение и не даешь своему мозгу даже шансов найти решение, т. к. для мозга все объяснилось и нет никаких конфликтов, можно не тратить энергию на сборку каких-то других способов решения.

Например, я до 30 лет не считал деньги. Т. е. я пробовал как написано в книгах и как делают друзья, у меня не получилось. Я объяснил себе, что моё мышление создано для хаоса и поэтому деньги считать я не приспособлен. Напряжение снялось, а проблема осталась: живу постоянно затыкая дыры в бюджете. Всё понятно, расходимся.

Вместо того, чтобы поставить себе задачу «считать деньги с учётом моих особенностей мышления», я объяснил себе почему я не могу считать так как считают другие и успокоился. Сознательно, а бессознательно продолжил копить чувство вины.

Мне 33 и я считаю деньги уже год. Каждый день, по своей системе, которая подходит мне. И это произошло в тот момент когда я перестал оправдывать себя, а стал решать задачи, мыслить результатами, ресурсами и ограничениями.

Продолжим об объяснениях и мышлении результатами как-нибудь в другой раз, завтра может быть. А сейчас женский голос в такси мне говорит «Вы приехали».

Блог про управление хаосом и собой

Есть ребята, у которых мышление заточено под то, чтобы хранить информацию по полочкам, быть точным в обязательствах и цифрах. У них все деньги посчитаны, документы разложены по датам и встречи не пропущены. Они планируют, держатся плана и запускают проекты. Жизнь идёт под флагом «Стабильность».

А есть другие, которые плохо чувствуют время, много говорят «да», потом извиняются. У них в календаре по две встречи друг на друге, документы раскиданы по всем дискам с названием «Новая таблица». Денег в притык или хуже — долговая яма. Жизнь идёт по флагом «Хаос».

И вот я из вторых. Но при этом я нахожу способы как устроить жизнь так, чтобы не страдать, успевать, не утонуть в долгах, запускать проекты и при этом не расстаться с творческим хаосом, который мне нужен как воздух.

Большую часть своего пути я пробовал пользоваться методиками ребят из первой группы: и каждый раз бросал. Я чувствовал чувство вины, что я какой-то не правильный и ущербный. Что сложно что ли заглянуть в календарь? Завести туду-лист? А чего сложного записывать траты и не тратить больше чем зарабатываешь? Почему-то сложно, ребятки.

Потом я понял, что тут нужно по-другому и произошло две вещи:

  1. Я стал изучать тему мышления, наблюдать за другими ребятами и делать выводы. Так я стал понимать, что тип мышления накладывает свои ограничения и даёт свою силу. То, что одному даётся интуитивно, для другого — адский труд.
  1. Я вспомнил, что я дизайнер, который всю жизнь занимается творчеством: я умею мыслить целями и ограничениями, умею анализировать контекст, придумывать гипотезы и проверять их об реальность. Стал перекладывать паттерны, которые я применяю при создании песен, дизайна, написании статей и пр. на создание своей жизни. Потому что в творческом процессе сплошные ограничения и четкие цели. Я стал меньше искать «рецептов», а больше проектировать свои системы или адаптировать чужие.

Жизнь не стала идеальной, и я по прежнему много чего теряю, но теперь я собираю все свои ограничения и строю системы с поправкой на них. Что-то работает, что-то ломается. Но те, что работают — очень сильно влияют на жизнь. Все как в дизайне.

Где-то об этом нынче мой блог.

 Нет комментариев    89   5 мес  

Внутренний будильник и бодрое утро

Года 3—4 назад я пожил в режиме «лечь рано и встать рано». Ложился в 22:00, вставал в 5:30 и так примерно год. Сам график — офигенный, об этом писать не буду, т. к. уже не раз писалось: успеваешь сделать кучу дел к тому времени как все просыпаются, можешь побыть один на один с собой и бла бла. Расскажу лучше о другом.

Тогда я вставал по звуку будильника: утро начиналась с того, что я заставлял себя встать. Шёл на кухню пил воду, сидел и тупил — потом шёл в душ и более менее просыпался только после контрастного душа. В 6:30—7:00 я был уже способен что-то писать, думать и т. д. Я считал что это норма — организму нужно проснуться.

После я забил на этот график и стало ложиться в 1:00—2:00 и вставал в среднем в 7:00—9:00, но всегда под звук будильника. Утро было таким же адски сложным.

Вставать «как выспишься» для меня не сработало: просыпаешься в 10:30 и два часа ходишь с ощущением «Федя, мы всё просрали!», и самочувствие еще хуже чем описано выше.

Два месяца назад я решил поставить эксперимент — я запретил себе использовать внешний будильник. Ложась спать, я просто даю себе установку во сколько я хочу проснуться — завожу внутренний будильник. Обычно я просто ставлю его на «завтра встать где-то с 4:30 до 5:30». И это сработало: я просыпаюсь сам, нащупываю телефон смотрю на часы и встаю. Меня не рубит спать, мне не нужно себя уговаривать вставать, я сразу же могу заниматься своими делами.

По началу были такие подгоны, что я просыпался в 2:30 и смотрел на часы с ощущением «бля, проспал» — т. е. я внутренне через чур себя контролировал и боялся проспать. Потом это ушло и в среднем я встаю в нужный промежуток времени, а всё остальное время сплю нормально.

Были фейлы? Да, были. Раз-два в неделю это не работает, но обычно это связано с тем, что вечером я просто вообще не ставил себе установок, и вырубился спать. Еще после перелёта и возвращения домой тоже сломалось на несколько дней, но восстановилось.

А если нельзя рисковать? Когда нужно встать например на самолёт, то я ставлю внешний будильник, но внутренне настраиваюсь на время раньше. Просыпаюсь раньше звонка будильника в хорошем самочувствие.

Корни этой идеи растут из философии: хорошо продумай результат, который хочешь получить, но не пытайся контролировать процесс, доверяйся обстоятельствам.

Дальше я стал экспериментировать и пробовать спать днём 15 минут с внутренним будильником. Эта тема мной ещё не изучена, пока только два раза было и два раза сработало — не показательно.

 Нет комментариев    75   5 мес  

Как дизайнеру или программисту повысить з.п.

Удивляет, что в 2021 году есть дизайнеры интерфейсов, которые не написали ни строчки кода. Потом получается, что там где можно было обойтись самым нативным решением, дизайнер наделал модного UI, а страдай из-за этого разраб.

Удивляют фронтэндеры, которые не покурили ничего про основы предоставления информации и пользовательских интерфейсов. Потом садится собирать приложение начинается истерика «а нафига нам так сложно, давайте все на стандартных сделаем!», ты ему «пользовательские сценарии, друже!», а он «у нас такого компонента не было, и API вообще в другом виде инфу даёт».

В какой-то момент развития ответ на вопрос «как повысить свой уровень и получать больше з.п.?» лежит в смежных областях. Программистам нужно изучать основы UI-дизайна. UI-дизайнерам нужно изучать основы программирования. Это сильно помогает работать: меньше споров, меньше лишней работы, больше интересных решений на стыке.

Для дизайнера еще одна статья про UX и Jobs To Be Done вряд ли что-то изменит, а вот приложение собранное на Реакте сильно поменяет призму и усилит тебя.

З.Ы.: заголовок интересный не придумался, поэтому возьмем «покликбейтовее».

 63   5 мес  

Самозванство или как получать пользу из страха быть лузером

Всю сознательную жизнь живу с ощущением «друже, с чего ты взял что ты имеешь право делать дизайн/наставничать/программировать/др.?». Из умных видео и книжек я узнал, что это называется «эффект самозванца» — когда ты живёшь с ощущением, что вот-вот найдется кто-то, кто тебя раскусит и скажет «да, какой ты дизайнер, давай прекращай уже!». Помню как показывал свой первый код опытному программисту: оправдывался и всячески подчеркивал «ну я не программист, если что». Присвоить себе звание артдир тоже стоило не малых усилий (пришлось себе объяснить, что артдир — это просто роль в проекте, требующая определенных навыков, они у меня вроде есть, значит вроде как могу).

Общаясь с другими ребятами, я понял что с таким ощущением живут многие (да почти все вокруг меня, но может это искажение моего окружения). Но одни ребята, превратили самозванство в силу, а другие страдают и называют это своей слабостью. По состоянию на сегодня, я себя отношу к первым, и считаю что самозванство один из ключевых механизмов в творческом процессе, если его правильно использовать.

Самозванство вынуждает тебя тщательно готовиться к воображаемому судному дню. В ход идут: курсы, книги, видео, тренинги — все, для того, чтобы можно было самому себе сказать «я действительно шарю, я не самозванец!».

Но пока читаются книги и посещаются курсы — самозванство не проявляется. Эффект появляется лишь в тот момент, когда ты планируешь показаться миру со своим творением и тем самым заявить что ты «дизайнер/руководитель/писатель/и т. д.». Пока не заявлял о себе, с тебя и спроса нет.

Самозванство — слабость, когда из-за него ты откладываешь проявление: не пишешь книги, не делаешь дизайн, не ездишь на встречи. Вместо этого ты ждешь когда пройдет это состояние — так ребята превращаются в вечных студентов, которые уже много знают, но пока не готовы. А состояние может совсем не пройти, т. к. вряд ли на земле есть тот, кто «действительно шарит».

Самозванство становится силой, когда ты, не смотря на свои ощущения, делаешь. Начиная любое дело, я ощущаю себя самозванцем и внутренне готовлюсь к встрече с «судьей». Эта внутренняя подготовка заставляет меня быть максимально подготовленным, чтобы когда я вел курс, никто не заметил белых пятен, а значит мне нужно как можно больше всего узнать, попробовать, разобрать. А если вот это спросит, а я не знаю? Срочно разбираемся? А как цвет работает? А что я могу сказать про золотое сечение? Всё это сказывается на качестве результата. Если бы я расслаблялся, то нашел бы меньше информации, хуже бы проработал статьи и т. д.

А что если поработать над своими мыслями и удалить самозванство? Когда ты победил ощущение самозванца — ты остановился, т. к. теперь ты мнишь о себе что действительно шаришь в любой момент времени и тем самым надел шоры. На самом же деле, ты просто понял, что тебя не спросят и поэтому забил готовиться.

Если самозванство психологически сильно напрягает, то можно вспомнить о том, что не страшно сказать «а вот это я не знаю». Нужно привыкнуть, что всегда есть такая опция и по возможности всегда к ней прибегать. Никто не бьет в ответ, не кричит, что ты обманщик, а скорее наоборот думает что ты честный и не рисуешься.

 58   5 мес  

«Экспресс в дизайн» → Design Exp.

Окончательно переименовал «Экспресс в дизайн» в Design Exp.

Программа давно никакой не «экспресс» для новичков, каковым я его изначально задумывал — думал упрощу и сделаю азбуку для всех, кто берется за макеты: научу совмещать картинку с текстом, чтобы было хорошо и симпатично. В итоге не моя тема оказалась: все равно я пускался анализировать соотношения пустоты и заполненности в макете, говорить о характере типографики, творческом мышлении и сильных выразителях. А делать это на примере баннера для соцсетей — какое-то кощунство.

Я продолжил работать над программой и добавлял в неё всё, что мне казалось важным для создания стильного макета. Все проверял на тренировках с участниками последних двух потоков. На сегодня это полноценная программа тренировок про основы стиля в вёрстке и типографике.

«Эксп» звучит круче и точнее, учитывая что суть не в правилах сформулированных мной, а суть в опыте, приобретенном дизайнером во время выполнения практики и полученном артдирекшене от меня.

Ещё из изменений
Теперь я отбираю участников на курс. Совсем новичкам будет тяжело на курсе, поэтому я фильтрую ребят: нужно чтобы человек знал основы, и уже был готов к более тонкой настройке.

Участие можно оплачивать помесячно.

Ранее Ctrl + ↓