Леша Рева? Очуметь!

Блог про дизайн без картинок

«Экспресс в дизайн» → Design Exp.

Окончательно переименовал «Экспресс в дизайн» в Design Exp.

Программа давно никакой не «экспресс» для новичков, каковым я его изначально задумывал — думал упрощу и сделаю азбуку для всех, кто берется за макеты: научу совмещать картинку с текстом, чтобы было хорошо и симпатично. В итоге не моя тема оказалась: все равно я пускался анализировать соотношения пустоты и заполненности в макете, говорить о характере типографики, творческом мышлении и сильных выразителях. А делать это на примере баннера для соцсетей — какое-то кощунство.

Я продолжил работать над программой и добавлял в неё всё, что мне казалось важным для создания стильного макета. Все проверял на тренировках с участниками последних двух потоков. На сегодня это полноценная программа тренировок про основы стиля в вёрстке и типографике.

«Эксп» звучит круче и точнее, учитывая что суть не в правилах сформулированных мной, а суть в опыте, приобретенном дизайнером во время выполнения практики и полученном артдирекшене от меня.

Ещё из изменений
Теперь я отбираю участников на курс. Совсем новичкам будет тяжело на курсе, поэтому я фильтрую ребят: нужно чтобы человек знал основы, и уже был готов к более тонкой настройке.

Участие можно оплачивать помесячно.

О сомнении при решении «изобретательских» задач

Сначала в формате подкаста.

Ключевой навык дизайнера, который решает творческие задачи: сомневаться всегда и во всём и искать доказательства.

Дизайнер, который «всё знает» не только сам себе лжёт, но ещё и не сможет найти ничего неожиданного и нового в любой сфере.

Чтобы сомневаться нужно не ссать задавать вопросы: себе и окружающим.

Когда программист говорит, что этого нельзя сделать на Андроиде, я задаю вопрос почему? А как делают? А если сделать? Пойду гуглить.

Когда заказчик говорит, что на сайте нужна регистрация, я задам вопросы: зачем? а что будет если её убрать? Не сможем собирать лиды, а зачем нам лиды? А что мы называем лидами? А как потом с этими лидами работают?

Ответы на вопросы разворачивают задачу под разными углами. Т. е. чем меньше у тебя вопросов, тем «зашореннее» ты смотришь на задачу.

Сомневаться нужно во всём, даже в том, что сам сказал. Даже в том, что проект заказчика действительно нужен. Но конечно не сомневаться публично.

Назовите это софт скилл и качайте: не ссать, сомневаться и искать доказательства.

P.S. действительно ли это ключевой навык? Я сомневаюсь.

Почему нам тяжело учиться онлайн, и как это исправить

Последние два набора я веду курс с тренировками 2 раза в неделю и кайфую от происходящего.

На курсе есть привычная онлайн-обучению система: каждую неделю выдаётся теория в формате видео-лекций, статей и домашка. Но помимо этого есть групповые тренировки 2 раза в неделю. В середине курса большинство участников начинает лагать: откладывать выполнение домашек и просмотр лекций на «завтра». Но на тренировки ходят все, до самого конца: приходят, слушают меня, выполняют практику, а в промежутке между тренировками делают домашки. За этим я стал наблюдать и изучать что происходит.

Не пропускаем тренировки, потому что вступают социальные отношения
Оказывается, социальное сторона групповых встреч очень сильно помогает учиться. Иногда пропустить тренировку очень хочется: работы много, лень и т. д. Но в противовес вступает мысль, что тебя ждет группа — тебе придется не только себе признаться что ты «двоечник», но еще и предстать «двоечником» перед ребятами, с которыми ты вчера на тренировке так весело шутил. Этот факт заставляет не пропускать тренировки — мы очень социальные существа, и не хотим нарушать обещаний перед людьми. Тут мне конечно интересно: что было бы, если бы я вёл группы не по 5 человек, а по 15—20? Кажется, большая группа потакает соблазну раствориться — ты всё равно всех не знаешь, никто не заметит.

Когда ты выполняешь практику один, иногда процесс идет тяжело: тебе кажется, что у тебя очень плохо получается. Но когда мы все в одном файле верстаем, то ты видишь работы других, видишь как другие тоже сталкиваются со сложностями, или наоборот легко и просто верстают — и ты начинаешь бодриться, ровняться.

По внешнему расписанию заниматься проще
Тебе не нужно самому организовывать обучение: когда смотреть лекции? сколько? может на завтра отложить? Все эти вопросы уходят, тебе нужно принять простое решение: подключиться на тренировку или нет (а принять его помогает социальный фактор), а дальше ты попадаешь в поток, где тебе говорят что делать, ждут пока сделаешь, направляют в процессе и т. д. Так ты даже не замечаешь что уже 2—3 часа верстаешь.

Это всё было и есть в оффлайн обучении: люди и внешнее расписание. Только благодаря им мы ходим в школы и институты, даже если там очень скучно.

Но онлайн бесконечно соблазняет своей свободой: сам управляй временем, сам решай, не завись от других, имей доступ к материалам когда тебе удобно. В результате все границы размыты, и ты остаешься один на один в борьбе с собой: ежечасно решаешь нужно тебе это или не нужно, лень тебе или нет, достаточно или ещё. И система, которая вроде бы должна помогать тебе учиться, наоборот тебе мешает и потакает лени.

Онлайн-обучение по системе «теория + домашка» сравнимо с тем, что вам дали 3—4 учебника и сказали читай дома, потом сдашь тест и отправишь по почте. Можно вспомнить, какой процент ребят в школе выполнял «внеклассные» задания — за них не нужно было отчитываться перед учителем или классом, т. е. не было влияния социальных отношений.

Меня все больше затягивает процесс исследования процесса обучения: как его сделать эффективным и использовать всю силу онлайна и оффлайна. Как следствие курс становится всё круче и круче, и я его очень рекомендую тем, кто хочет разобраться с вёрсткой макетов на практике.

Отвалидация

Дико раздражаюсь когда в интерфейсе при выборе даты поле валидируется в процессе ввода. Это прям издевательство какое-то. Вот ребята с S7 помогают мне дату выдачи документа заполнить:

Они по умолчанию выставляют дату месяц назад и предлагают от неё оттолкнуться (хотя где тут логика вообще не понятно). Я начинаю менять число на привычное мне — кручу барабан вниз, а интерфейс такой: нельзя так, не регистрируем мы ребят, кто родился 27 марта 2020 года, мол молодой еще.

Ты идешь менять месяц, а тебе такая же хрень ждёт — сбрасывает сразу, т. к. «нет еще мая в 2020, ты кого дуришь парень?».

Это то, про что писал Норман в книге «Дизайн вещей будущего», когда «умная» машина прикидывается будто помогает тебе, а на самом деле просто приказывает тебе и раздражает. Если ошибки не критичны, то дай ты мне их совершать, и вежливо сообщи «дружище, возможно ты ошибаешься». Вместо этого машина ведёт себя как плохой родитель-воспитатель: орёт «Мозги есть у тебя!? Сказали же, писать на полях нельзя!», забирает листок и даёт чистый.

Короче, валидироваться поле с датой должно когда я закончу все махинации со всеми тремя полями.

 59   2020   интерфейс

Страница о «Школе великих книг»

Последнее время увлёкся Редимагом и собираю простые сайты на нём. Такой кайф, когда для того, чтобы собрать рабочую страницу тебе нужен один инструмент. Никаких Фигм, Фотошопов и дизайн-макетов — дизайнить в Редимаге одно удовольствие. И никаких верстальщиков, программистов и переписок «а давай вот здесь анимацию сделаем».

Один из последних — сайт о «Школе великих книг».

Хотите сайт? Пишите в почту.

Камертон для выбора проекта

Сформулировал несколько принципов на сегодня о комфортном для себя проекте.

  1. Не брать несколько проектов параллельно. Больше — вряд ли мы сделаем то, что оставит послевкусие «получилось круто», а это грустно потраченное время. У меня не будет никакого шанса уйти с головой в выполнение. Даже когда я читаю книги, гуляю, играю на гитаре, в фоне у меня крутится один проект, а не несколько, и это фоновое кручение — важный процесс работы над проектом.
  1. Комфортная длительность проекта — 2 недели. Меньше — скорее всего аврал, нервы и нарушится всё из п.1. Больше — скорее всего усложнится и размажется и решится как-нибудь за последние 2 недели. Причем сдать проект нужно так, чтобы в понедельник я больше о нём не думал — никаких «поправить иконку» или «заменить текст».
  1. Меньше менеджмента и управления. Если на проекте нужно приоритизировать, планировать, следить за временем, отчитываться и т. д. — скорее всего этот проект не мой. Скорее всего, он больше эталонного 2 пункта. Я распределю свое время так, как хочу и не выползу из обещаний. Ставить задачи другим, контролить — не хочу, не буду.
  1. Есть человек — есть проект. Не существует проектов от компаний, проектов «вообще», типа «нужно сделать сайт / логотип для школы». Не существует проектов в ТЗ. Есть проект от Саши, который забавно картавит и обладает чувством юмора, которому нужен сайт про языковую школу — мы поговорим пару часов и я пойму, что ему нужно и зачем. Или не пойму и мы не поработаем. А вот гугл-документ брошенный в чатике с мольбой «посмотри доку с фичами, нужно завтра, пресейл, горим» пройду мимо. С докой не поговоришь, с аватаром в чатике тоже, да и я уже большой мальчик, знаю что люди на работе не горят и не тонут, а только обещают.

В итоге, идеальный проект для меня сегодня:
— 2 недели,
— человек, с которым мы понимаем друг друга,
— проект или изолированный этап проекта, который я сделаю один.

Да, это не подойдет многим заказчикам и компаниям, но это ничего — есть много дизайнеров с другим устройством, а мне много не надо.

Ты для себя?

Никогда не понимал вопроса: «А ты этим для себя занимаешься?».

Пугает что у человека, задающего такой вопрос, мир делится на два:

  1. Он работает/учится/живет для кого-то — потому что надо, так принято, работа, все дела.
  2. Для себя он на гитаре учится играть. Что потом с этим делать планирует?

Т. е. 80% жизни он живет для кого-то, а 20% для себя — грустно.

P.S.: Если что, Парето я сюда для красоты приплел.

 50   2019   парето

Miro Platform Developers Conference и плагин для разбора спринтов

Люблю когда штука, которую делаешь ради фана и для себя, даёт неожиданное развитие событий. Год назад мы сделали для себя плагин для Miro бывший RealtimeBoard, а три дня назад прилетели к ребятам в Пермь на Miro Platform Developers Conference, рассказать о плагине.

Тут можно посмотреть видео с трансляции. Там на нашем выходе что-то пошло не так, и в трансляции поверх вещает кто-то другой:-)

О плагине

Полтора года назад мы делали разборы макетов участников спринтов по вёрстке с помощью эксельки и скриншотов. Участники выкладывали макеты в ВК комментариями к постам с заданиям. Приходилось руками складывать всех участников спринта в эксельку, потом по каждой работе писать текстом коммент и в него выкладывать скриншот.

Проблема в том, что участникам тяжело было посмотреть работы других участников, т. к. нужно было открывать скриншоты из таблицы и изучать. Так же, разбирающему было сложно дать участнику ссылки на материалы, чтобы он почитал и разобрался в ошибке.

Год назад я сделал разбор спринта в Miro (все так же, руками перенося и в эксель и в Миро) и понял что это то, что нужно — все участники могут визуально посмотреть другие разборы, увидеть у кого какие оценки и ошибки, покликать по ссылкам и почитать статьи.

Тогда у Miro не было публичного api, но я написал ребятам, рассказали о своём кейсе и нам дали доступ к закрытой бете. Вместе с Никитой чуть попроектировали, заменили Гуглдоки на Аиртейбл и связали его с Miro. За несколько дней я написал скрипт и теперь это работает так:

В результате участники видят вот такие разборы. А нам плагин существенно экономит время на разборы.

P.S.: больше спасибо команде Miro за гостеприимство. Отдельное спасибо Борису Бородянскому за конфу и за заботу о спикерах.

Фоток? А нету, друзья.

Простите, а можно как-то упростить?

Одной из проблем, которую я вижу в образовании сегодня — стремление к упрощению. Образование становится фастфудом в мире мышления. Курсы соревнуются в том, как упростить материал, сделать его понятнее даже для самых недалеких. Говори только по сути, пиши коротко и по делу, давай советы, приемы, упаковывай все в правила. И главное, не растягивай, курс дольше месяца — это провал.

С одной стороны учиться стало модно, с другой стороны образование ли это?

Как человек, который учит дизайнеров, я могу сказать, что после прохождения волшебных курсов выходят столько же хороших дизайнеров, сколько из курсов игры на гитаре профессиональных музыкантов.

Я несколько раз велся на заповеди инфо-бизнесменов: упакуй, автоматизируй, упрости — привлечешь больше новичков. Новичков пугает сложные повествования, они не хотят думать, они хотят купить «волшебную таблетку» и после ехать на Бали работать. Но я каждый раз возвращаюсь к тому, что это путь в никуда. Обучение должно быть сложным, непонятным, напряженным. Иначе какое это обучение? Скорее просто приятное время провождение.

Ученик должен обучаться через силу — статьи и лекции должны вынуждать его вчитываться и разбираться в теме, на практике он должен ощущать свою беспомощность и проявлять упорство. Должно быть вечно непонятно, даже больно в каком-то смысле. Должно быть, если мы хотим на выходе иметь ребят, которые действительно умеют, и будут развиваться дальше. «Один месяц и ты дизайнер» — это путь спортсмена который балуется химией для роста мышц. Но всё это фикция: в этом нет реальной силы и навыков, при этом мышцы — это временный эффект, который исчезает через пару месяцев отдыха.

«Быстро и просто» не выйдет, потому что узнать ≠ приобрести навык. Научиться верстать макеты, например, это не самый сложный навык для дизайнера, но всё-таки это навык. Навык — это привычка. Привычка — это новые закрепленные нейронные связи в мозгу. А как легко завести привычку? Даже самую простую привычку типа «заправлять кровать по утрам», вам придется осваивать минимум месяц регулярно повторяя. Хотя вы всё знаете, и даже делать вроде умеете.

Хотите реально научиться чему-то? Ищите где долго и сложно. Год обучения простому навыку — это похоже на правду. Месяц и неделя — блеф или только начало пути.

Не шутите тут!

Помню как на актёрке я словил, наверное, самую важную мысль за осознанную жизнь: «жизнь  — это игра». Неплохо да? Мыслитель уровень 100.

Дело в том, что мы откуда-то знаем, что репетиция в театре — это работа. Только вот работа в данном случае — игра. Играть это значит кайфовать, шутить, увлекаться процессом и не переживать о итоге — так играют дети. Но кто-то закрепил в нас убеждение, что работа это не место для шуток и кривляния (я уверен, кто-то должен быть виноват в этом, и жду когда он покается). И в нас происходят страшные вещи — работай и играй одновременно! Будь серьезен и весел! Как? Учитель, как!?

Выхожу на площадку с серьёзным лицом — работать же пришел. Начинаю играть сцену, режиссёр останавливает и швыряет в меня серьезные вещи «Твой характер другой! Ты в жизни так же на девушку смотришь? Цель у тебя какая!?» Моё лицо становится ещё серьёзнее. В голове запускаются мощнейшие программы анализа личного опыта смотрения на девушек. Лоб морщится, губа дергается. Но ничего хорошего в голову не идёт, я закрываюсь, и перестаю вообще что-либо делать. Как можно играть с серьезным лицом?

И тогда я подумал: ведь мы всегда так себя ведем — в переговорах по дизайну, в обсуждении планов проекта, в отношениях с близкими. Когда мы живем с серьезными щщами, происходит хрень. Сколько раз я участвовал в мозговых штурмах, где все ответственно сидели и генерировали идеи — получали вторичные и стереотипные решения. Но когда все расслаблялись позволяли себе шутить, ржать до слез, но в то же время помнить зачем мы здесь — тогда открывалось пространство для идей.

Работа — это место для шуток, кривляния, провалов и смеха над ними. Переговоры с крупным клиентом — это игра, а играть нужно с азартом и весельем.

Ранее Ctrl + ↓