nt.e2 = document.e2 || {} document.e2.serverTime = 1614314703 document.e2.cookiePrefix = '_' 000001

Леша Рева? Очуметь!

Блог про дизайн без картинок

Внутренний будильник и бодрое утро

Года 3—4 назад я пожил в режиме «лечь рано и встать рано». Ложился в 22:00, вставал в 5:30 и так примерно год. Сам график — офигенный, об этом писать не буду, т. к. уже не раз писалось: успеваешь сделать кучу дел к тому времени как все просыпаются, можешь побыть один на один с собой и бла бла. Расскажу лучше о другом.

Тогда я вставал по звуку будильника: утро начиналась с того, что я заставлял себя встать. Шёл на кухню пил воду, сидел и тупил — потом шёл в душ и более менее просыпался только после контрастного душа. В 6:30—7:00 я был уже способен что-то писать, думать и т. д. Я считал что это норма — организму нужно проснуться.

После я забил на этот график и стало ложиться в 1:00—2:00 и вставал в среднем в 7:00—9:00, но всегда под звук будильника. Утро было таким же адски сложным.

Вставать «как выспишься» для меня не сработало: просыпаешься в 10:30 и два часа ходишь с ощущением „Федя, мы всё просрали!», и самочувствие еще хуже чем описано выше.

Два месяца назад я решил поставить эксперимент — я запретил себе использовать внешний будильник. Ложась спать, я просто даю себе установку во сколько я хочу проснуться — завожу внутренний будильник. Обычно я просто ставлю его на „завтра встать где-то с 4:30 до 5:30“. И это сработало: я просыпаюсь сам, нащупываю телефон смотрю на часы и встаю. Меня не рубит спать, мне не нужно себя уговаривать вставать, я сразу же могу заниматься своими делами.

По началу были такие подгоны, что я просыпался в 2:30 и смотрел на часы с ощущением «бля, проспал» — т. е. я внутренне через чур себя контролировал и боялся проспать. Потом это ушло и в среднем я встаю в нужный промежуток времени, а всё остальное время сплю нормально.

Были фейлы? Да, были. Раз-два в неделю это не работает, но обычно это связано с тем, что вечером я просто вообще не ставил себе установок, и вырубился спать. Еще после перелёта и возвращения домой тоже сломалось на несколько дней, но восстановилось.

А если нельзя рисковать? Когда нужно встать например на самолёт, то я ставлю внешний будильник, но внутренне настраиваюсь на время раньше. Просыпаюсь раньше звонка будильника в хорошем самочувствие.

Корни этой идеи растут из философии: хорошо продумай результат, который хочешь получить, но не пытайся контролировать процесс, доверяйся обстоятельствам.

Дальше я стал экспериментировать и пробовать спать днём 15 минут с внутренним будильником. Эта тема мной ещё не изучена, пока только два раза было и два раза сработало — не показательно.

Как дизайнеру или программисту повысить з.п.

Удивляет, что в 2021 году есть дизайнеры интерфейсов, которые не написали ни строчки кода. Потом получается, что там где можно было обойтись самым нативным решением, дизайнер наделал модного UI, а страдай из-за этого разраб.

Удивляют фронтэндеры, которые не покурили ничего про основы предоставления информации и пользовательских интерфейсов. Потом садится собирать приложение начинается истерика «а нафига нам так сложно, давайте все на стандартных сделаем!», ты ему «пользовательские сценарии, друже!», а он «у нас такого компонента не было, и API вообще в другом виде инфу даёт».

В какой-то момент развития ответ на вопрос «как повысить свой уровень и получать больше з.п.?» лежит в смежных областях. Программистам нужно изучать основы UI-дизайна. UI-дизайнерам нужно изучать основы программирования. Это сильно помогает работать: меньше споров, меньше лишней работы, больше интересных решений на стыке.

Для дизайнера еще одна статья про UX и Jobs To Be Done вряд ли что-то изменит, а вот приложение собранное на Реакте сильно поменяет призму и усилит тебя.

З.Ы.: заголовок интересный не придумался, поэтому возьмем «покликбейтовее».

5 дн  

Самозванство или как получать пользу из страха быть лузером

Всю сознательную жизнь живу с ощущением «друже, с чего ты взял что ты имеешь право делать дизайн/наставничать/программировать/др.?». Из умных видео и книжек я узнал, что это называется «эффект самозванца» — когда ты живёшь с ощущением, что вот-вот найдется кто-то, кто тебя раскусит и скажет «да, какой ты дизайнер, давай прекращай уже!». Помню как показывал свой первый код опытному программисту: оправдывался и всячески подчеркивал «ну я не программист, если что». Присвоить себе звание артдир тоже стоило не малых усилий (пришлось себе объяснить, что артдир — это просто роль в проекте, требующая определенных навыков, они у меня вроде есть, значит вроде как могу).

Общаясь с другими ребятами, я понял что с таким ощущением живут многие (да почти все вокруг меня, но может это искажение моего окружения). Но одни ребята, превратили самозванство в силу, а другие страдают и называют это своей слабостью. По состоянию на сегодня, я себя отношу к первым, и считаю что самозванство один из ключевых механизмов в творческом процессе, если его правильно использовать.

Самозванство вынуждает тебя тщательно готовиться к воображаемому судному дню. В ход идут: курсы, книги, видео, тренинги — все, для того, чтобы можно было самому себе сказать «я действительно шарю, я не самозванец!».

Но пока читаются книги и посещаются курсы — самозванство не проявляется. Эффект появляется лишь в тот момент, когда ты планируешь показаться миру со своим творением и тем самым заявить что ты «дизайнер/руководитель/писатель/и т. д.». Пока не заявлял о себе, с тебя и спроса нет.

Самозванство — слабость, когда из-за него ты откладываешь проявление: не пишешь книги, не делаешь дизайн, не ездишь на встречи. Вместо этого ты ждешь когда пройдет это состояние — так ребята превращаются в вечных студентов, которые уже много знают, но пока не готовы. А состояние может совсем не пройти, т. к. вряд ли на земле есть тот, кто «действительно шарит».

Самозванство становится силой, когда ты, не смотря на свои ощущения, делаешь. Начиная любое дело, я ощущаю себя самозванцем и внутренне готовлюсь к встрече с «судьей». Эта внутренняя подготовка заставляет меня быть максимально подготовленным, чтобы когда я вел курс, никто не заметил белых пятен, а значит мне нужно как можно больше всего узнать, попробовать, разобрать. А если вот это спросит, а я не знаю? Срочно разбираемся? А как цвет работает? А что я могу сказать про золотое сечение? Всё это сказывается на качестве результата. Если бы я расслаблялся, то нашел бы меньше информации, хуже бы проработал статьи и т. д.

А что если поработать над своими мыслями и удалить самозванство? Когда ты победил ощущение самозванца — ты остановился, т. к. теперь ты мнишь о себе что действительно шаришь в любой момент времени и тем самым надел шоры. На самом же деле, ты просто понял, что тебя не спросят и поэтому забил готовиться.

Если самозванство психологически сильно напрягает, то можно вспомнить о том, что не страшно сказать «а вот это я не знаю». Нужно привыкнуть, что всегда есть такая опция и по возможности всегда к ней прибегать. Никто не бьет в ответ, не кричит, что ты обманщик, а скорее наоборот думает что ты честный и не рисуешься.

20 дн  

«Экспресс в дизайн» → Design Exp.

Окончательно переименовал «Экспресс в дизайн» в Design Exp.

Программа давно никакой не «экспресс» для новичков, каковым я его изначально задумывал — думал упрощу и сделаю азбуку для всех, кто берется за макеты: научу совмещать картинку с текстом, чтобы было хорошо и симпатично. В итоге не моя тема оказалась: все равно я пускался анализировать соотношения пустоты и заполненности в макете, говорить о характере типографики, творческом мышлении и сильных выразителях. А делать это на примере баннера для соцсетей — какое-то кощунство.

Я продолжил работать над программой и добавлял в неё всё, что мне казалось важным для создания стильного макета. Все проверял на тренировках с участниками последних двух потоков. На сегодня это полноценная программа тренировок про основы стиля в вёрстке и типографике.

«Эксп» звучит круче и точнее, учитывая что суть не в правилах сформулированных мной, а суть в опыте, приобретенном дизайнером во время выполнения практики и полученном артдирекшене от меня.

Ещё из изменений
Теперь я отбираю участников на курс. Совсем новичкам будет тяжело на курсе, поэтому я фильтрую ребят: нужно чтобы человек знал основы, и уже был готов к более тонкой настройке.

Участие можно оплачивать помесячно.

О сомнении при решении «изобретательских» задач

Сначала в формате подкаста.

Ключевой навык дизайнера, который решает творческие задачи: сомневаться всегда и во всём и искать доказательства.

Дизайнер, который «всё знает» не только сам себе лжёт, но ещё и не сможет найти ничего неожиданного и нового в любой сфере.

Чтобы сомневаться нужно не ссать задавать вопросы: себе и окружающим.

Когда программист говорит, что этого нельзя сделать на Андроиде, я задаю вопрос почему? А как делают? А если сделать? Пойду гуглить.

Когда заказчик говорит, что на сайте нужна регистрация, я задам вопросы: зачем? а что будет если её убрать? Не сможем собирать лиды, а зачем нам лиды? А что мы называем лидами? А как потом с этими лидами работают?

Ответы на вопросы разворачивают задачу под разными углами. Т. е. чем меньше у тебя вопросов, тем «зашореннее» ты смотришь на задачу.

Сомневаться нужно во всём, даже в том, что сам сказал. Даже в том, что проект заказчика действительно нужен. Но конечно не сомневаться публично.

Назовите это софт скилл и качайте: не ссать, сомневаться и искать доказательства.

P.S. действительно ли это ключевой навык? Я сомневаюсь.

Почему нам тяжело учиться онлайн, и как это исправить

Последние два набора я веду курс с тренировками 2 раза в неделю и кайфую от происходящего.

На курсе есть привычная онлайн-обучению система: каждую неделю выдаётся теория в формате видео-лекций, статей и домашка. Но помимо этого есть групповые тренировки 2 раза в неделю. В середине курса большинство участников начинает лагать: откладывать выполнение домашек и просмотр лекций на «завтра». Но на тренировки ходят все, до самого конца: приходят, слушают меня, выполняют практику, а в промежутке между тренировками делают домашки. За этим я стал наблюдать и изучать что происходит.

Не пропускаем тренировки, потому что вступают социальные отношения
Оказывается, социальное сторона групповых встреч очень сильно помогает учиться. Иногда пропустить тренировку очень хочется: работы много, лень и т. д. Но в противовес вступает мысль, что тебя ждет группа — тебе придется не только себе признаться что ты «двоечник», но еще и предстать «двоечником» перед ребятами, с которыми ты вчера на тренировке так весело шутил. Этот факт заставляет не пропускать тренировки — мы очень социальные существа, и не хотим нарушать обещаний перед людьми. Тут мне конечно интересно: что было бы, если бы я вёл группы не по 5 человек, а по 15—20? Кажется, большая группа потакает соблазну раствориться — ты всё равно всех не знаешь, никто не заметит.

Когда ты выполняешь практику один, иногда процесс идет тяжело: тебе кажется, что у тебя очень плохо получается. Но когда мы все в одном файле верстаем, то ты видишь работы других, видишь как другие тоже сталкиваются со сложностями, или наоборот легко и просто верстают — и ты начинаешь бодриться, ровняться.

По внешнему расписанию заниматься проще
Тебе не нужно самому организовывать обучение: когда смотреть лекции? сколько? может на завтра отложить? Все эти вопросы уходят, тебе нужно принять простое решение: подключиться на тренировку или нет (а принять его помогает социальный фактор), а дальше ты попадаешь в поток, где тебе говорят что делать, ждут пока сделаешь, направляют в процессе и т. д. Так ты даже не замечаешь что уже 2—3 часа верстаешь.

Это всё было и есть в оффлайн обучении: люди и внешнее расписание. Только благодаря им мы ходим в школы и институты, даже если там очень скучно.

Но онлайн бесконечно соблазняет своей свободой: сам управляй временем, сам решай, не завись от других, имей доступ к материалам когда тебе удобно. В результате все границы размыты, и ты остаешься один на один в борьбе с собой: ежечасно решаешь нужно тебе это или не нужно, лень тебе или нет, достаточно или ещё. И система, которая вроде бы должна помогать тебе учиться, наоборот тебе мешает и потакает лени.

Онлайн-обучение по системе «теория + домашка» сравнимо с тем, что вам дали 3—4 учебника и сказали читай дома, потом сдашь тест и отправишь по почте. Можно вспомнить, какой процент ребят в школе выполнял «внеклассные» задания — за них не нужно было отчитываться перед учителем или классом, т. е. не было влияния социальных отношений.

Меня все больше затягивает процесс исследования процесса обучения: как его сделать эффективным и использовать всю силу онлайна и оффлайна. Как следствие курс становится всё круче и круче, и я его очень рекомендую тем, кто хочет разобраться с вёой макетов на практике.

Отвалидация

Дико раздражаюсь когда в интерфейсе при выборе даты поле валидируется в процессе ввода. Это прям издевательство какое-то. Вот ребята с S7 помогают мне дату выдачи документа заполнить:

Они по умолчанию выставляют дату месяц назад и предлагают от неё оттолкнуться (хотя где тут логика вообще не понятно). Я начинаю менять число на привычное мне — кручу барабан вниз, а интерфейс такой: нельзя так, не регистрируем мы ребят, кто родился 27 марта 2020 года, мол молодой еще.

Ты идешь менять месяц, а тебе такая же хрень ждёт — сбрасывает сразу, т. к. «нет еще мая в 2020, ты кого дуришь парень?».

Это то, про что писал Норман в книге «Дизайн вещей будущего», когда «умная» машина прикидывается будто помогает тебе, а на самом деле просто приказывает тебе и раздражает. Если ошибки не критичны, то дай ты мне их совершать, и вежливо сообщи «дружище, возможно ты ошибаешься». Вместо этого машина ведёт себя как плохой родитель-воспитатель: орёт «Мозги есть у тебя!? Сказали же, писать на полях нельзя!», забирает листок и даёт чистый.

Короче, валидироваться поле с датой должно когда я закончу все махинации со всеми тремя полями.

11 мес   интерфейс

Страница о «Школе великих книг»

Последнее время увлёкся Редимагом и собираю простые сайты на нём. Такой кайф, когда для того, чтобы собрать рабочую страницу тебе нужен один инструмент. Никаких Фигм, Фотошопов и дизайн-макетов — дизайнить в Редимаге одно удовольствие. И никаких верстальщиков, программистов и переписок «а давай вот здесь анимацию сделаем».

Один из последних — сайт о «Школе великих книг».

Хотите сайт? Пишите в почту.

Камертон для выбора проекта

Сформулировал несколько принципов на сегодня о комфортном для себя проекте.

  1. Не брать несколько проектов параллельно. Больше — вряд ли мы сделаем то, что оставит послевкусие «получилось круто», а это грустно потраченное время. У меня не будет никакого шанса уйти с головой в выполнение. Даже когда я читаю книги, гуляю, играю на гитаре, в фоне у меня крутится один проект, а не несколько, и это фоновое кручение — важный процесс работы над проектом.
  1. Комфортная длительность проекта — 2 недели. Меньше — скорее всего аврал, нервы и нарушится всё из п.1. Больше — скорее всего усложнится и размажется и решится как-нибудь за последние 2 недели. Причем сдать проект нужно так, чтобы в понедельник я больше о нём не думал — никаких «поправить иконку» или «заменить текст».
  1. Меньше менеджмента и управления. Если на проекте нужно приоритизировать, планировать, следить за временем, отчитываться и т. д. — скорее всего этот проект не мой. Скорее всего, он больше эталонного 2 пункта. Я распределю свое время так, как хочу и не выползу из обещаний. Ставить задачи другим, контролить — не хочу, не буду.
  1. Есть человек — есть проект. Не существует проектов от компаний, проектов «вообще», типа «нужно сделать сайт / логотип для школы». Не существует проектов в ТЗ. Есть проект от Саши, который забавно картавит и обладает чувством юмора, которому нужен сайт про языковую школу — мы поговорим пару часов и я пойму, что ему нужно и зачем. Или не пойму и мы не поработаем. А вот гугл-документ брошенный в чатике с мольбой «посмотри доку с фичами, нужно завтра, пресейл, горим» пройду мимо. С докой не поговоришь, с аватаром в чатике тоже, да и я уже большой мальчик, знаю что люди на работе не горят и не тонут, а только обещают.

В итоге, идеальный проект для меня сегодня:
— 2 недели,
— человек, с которым мы понимаем друг друга,
— проект или изолированный этап проекта, который я сделаю один.

Да, это не подойдет многим заказчикам и компаниям, но это ничего — есть много дизайнеров с другим устройством, а мне много не надо.

Ты для себя?

Никогда не понимал вопроса: «А ты этим для себя занимаешься?».

Пугает что у человека, задающего такой вопрос, мир делится на два:

  1. Он работает/учится/живет для кого-то — потому что надо, так принято, работа, все дела.
  2. Для себя он на гитаре учится играть. Что потом с этим делать планирует?

Т. е. 80% жизни он живет для кого-то, а 20% для себя — грустно.

P.S.: Если что, Парето я сюда для красоты приплел.

2019   парето
Ранее Ctrl + ↓