Делай то, что должен делать…

Пытаясь самоопределиться в жизни, люди обычно оперируют должностями или профессиями: «стану дизайнером», «я — юрист», «Лена — руководитель проектов». И это только на поверхности, а глубже — конкретный человек, у которого есть свои сильные и слабые стороны и своя польза другим людям. И ярлыка должности достаточно для того, чтобы познакомиться при первой встрече, но недостаточно чтобы понять чем действительно человек должен заниматься.

Например, я Лёша и на поверхности я — дизайнер, проектирую интерфейсы. Долго изучая себя, я узнал, что на самом деле я помогаю другим людям в случае тумана рассеять его и увидеть куда двигаться. В интерфейсе я сделаю концепт, который поможет заказчику увидеть каким будет продукт, в бизнесе я классно соберу большими мазками всё: от фин-модели, до промо-страницы и рекламы. А есть у меня друг, и на поверхности он тоже дизайнер и тоже проектирует, он умеет четко все по полочкам разложить, создать устойчивую структуру в которой комфортно существовать. Он делает это в дизайне, в документах и даже в кафе недавно подвигал стулья и столы так, чтобы стало хорошо. Мы оба дизайнеры, но у нас разные супер-силы.

И все идет гладко когда мы к месту используем свою супер-силу и наоборот (например, как-то я решил навести порядок в файле Фигмы проекта, о последствиях лучше промолчу).

Профессия

Для лучшего понимания есть метафора — супергерой. Все супергерои борются с преступностью. И если бы у них была должность или профессия, она возможно бы называлась «супергерой» и в должностной инструкции мы бы написали «следить за безопасностью в городе». Но каждый из супергероев обладает своими суперсилами и с помощью них борется с преступностью. Человек-паук пускает паутину и лазит по стенам, у Бэтмэна есть деньги и технологии и т. д.

Человек-паук использует свою супер-силу вне зависимости от того, борется он с преступником, ухаживает за девушкой или развлекает детей. Но лучше применение этой суперсилы он нашел в борьбе с преступностью и стал супергероем. Хотя работать высотником ему вполне тоже подошло бы.

Если бы человек паук, не зная о своей супер-силе, захотел стать Супергероем, и на ВИСИ.ру прочитал бы статью от Бэтмэна, то вряд ли ему удалось долго удержаться на должности Супергерой.

Теперь вернемся в наш реальный мир и представим человека, который решил стать Продакт-менеджером. Один продакт менеджер умеет собирать тонны информации, анализировать и структурировать. Другой продакт-менеджер умеет общаться с людьми и соединять их. В итоге каждый будет менеджером продукта, но каждый будет решать задачи по своему. Копировать других — бесполезно.

План развития и поиск должности важно строить вокруг силы. Дело в том, что глубже вакансии мир вообще не состоит из должностей. В разных компаниях под словом «Продакт-менеджер» скрывается разное. А есть ребята чьи должности вообще не понятны. Я знаю девочку, которая профессионально читает книги и при этом она чем-то занимается в компаниях — помогает бизнесом смотреть на вещи глубже, применяя то, что она применяет в книгах. Нет такой должности, а человек есть, супер-сила реализуется.

Моей должности тоже например не существует: я чет брожу по людям, говорю со всеми. Дизайнер-артдир-коач-hr?

Должности и роли в компаниях

Должности и роли нужны в компании, чтобы мы не путались и играли слаженно. Как в футболе: есть позиции и у каждой позиции есть линия поведения, зона ответственности, цели и т. д. Но сам футболист может быть сегодня полузащитником, а завтра защитником — в конкретной игре. Чтобы игра не зависела от того, что внезапно все футболисты сегодня решили играть на левом фланге, а на правом у нас никого. Должность нужна чтобы вы быстро поняли, что от вас ждут на конкретной работе. Но ассоциировать себя с должностью не нужно. И точно нельзя переживать на тему «я дизайнер или я артдиректор». В какой системе координат?

Навыки

Супер-сила это не навык, ее не нужно развивать — она и так, и хлещет со всех щелей, но нужно учиться ей управлять и ощущать её. Для этого нужно её обнаружить и дальше изучать и пробовать — чтоб не запутаться в собственно паутине-то.

А навыки нужны, но те, которые помогают супер-силе реализоваться. Например, если вы умеете рассказывать истории, и вы решили это делать в дизайне, то навык создания графики вам нужен, навык письма тоже. Но сила будет пробиваться и без этого: в общении с людьми, дома, где угодно.

Т. е. по сути я вижу наше прибывание на земле как: реализовать свою силу. Просто потому что она тебе дана. А в каких декорациях ты хочешь реализовывать — это уже твой выбор. Быть дизайнером, юристом или домохозяйкой.

Силу можно увидеть только спустя время и разноплановый опыт. Это как цветок, который растёт и не знает во что он реализуется в какой бутон или плод. Но чем ближе к точке реализации, тем ты больше себя понимаешь.

В итоге алгоритм будет такой: сила — навыки — должность

А работодателю важна супер-сила его сотрудников? Он же оперирует должностями. И тут ребята часто боятся себе признать, что они не подходят для той или иной должности. У меня есть ребята, которые занимаются UI-дизайном, стиснув зубы, а сами тихонько в блокнотик картинки рисуют. Когда их спрашиваешься — почему UI? Потому что надо компании, потому что больше платят, рынок туда движется и т. д. Человеку кажется, что нет реальности в которой платят за картинки. В то же время у нас есть куча задач, где нужно порисовать и мы бы с удовольствием отдали их тому, кто рисует и делает это талантливо. За средние результаты платят средние деньги. За работу на своём месте платят больше, потому что результаты там большие — человек эффективен + он делает то, что другие не сделают так же.

Когда ты не на своём месте — ты средний и малоэффективный. Работодатель в таком случае вроде не считает вас плохим работником, но и отличить особо не может. Обычно компании думают о том, как повысить квалификацию своих сотрудников.

Подписаться на блог
Поделиться
Отправить
Запинить
 51   2 мес   Неплан
Дальше