Позднее Ctrl + ↑

Дружба с обстоятельствами

Я уже писал, что большинство моих результатов в жизни — череда случайностей, на которые я как-то правильно среагировал.

Сегодня чуть подробнее про случайности и нашу реакции на них. Случайности — следствие нашего взаимодействия с другими людьми. Результаты которых мы желаем, часто зависят в большей степени от внешних обстоятельств: должны появиться нужные люди, сделать то, чего вам бы хотелось. А там где появляются люди множатся случайности и все становится непредсказуемым.

Самостоятельно можно сделать многое, но не все. Я могу написать книгу, но чтобы её хорошо сверстали и доставили до читателей, нужны люди. Да даже чтобы написать книгу мне нужны люди — с ними поговорить лично или случайно что-то подслушать в кафе, чтобы сложить рассказ.

И можно поставить всё на себя: именно я найду нужных людей, именно я составлю план, поставлю четко задачи и проконтролирую. А можно сгенерировать обстоятельства где есть нужные люди, которые сделают это даже лучше чем ты ожидаешь. Первый способ — про напряжение и иллюзорную предсказуемость, второй — про лёгкость и случайности. Первый — медленнее и результаты скудные. Второй — быстрее и результаты часто удивляют. Первый — «План». Второй — «Неплан»

Среди всех случайностей, с которыми мы сталкиваемся, таятся возможности для реализации желаемого результата. В режиме Неплана у тебя есть Видение, оно помогает чаще замечать возможности даже интуитивно. Работает это как в случае, если ты выбрал себе автомобиль и теперь он постоянно попадается тебе на глаза: в рекламе, на парковке, в разговоре и т. д. Так же и тут, мозг бессознательно замечает все, что подходит под ключевую тему заданную видением.

Если пытаться контролировать случайности согласно задуманному плану, то ты начинаешь воспринимать обстоятельства как враждебные силы, которые мешают тебе, и перестаёшь видеть возможности и использовать все, что есть в текущих обстоятельствах. Твоё внимание концентрируется не на результате, а на борьбе с обстоятельствами.

Пример «Неплана» из моей жизни:

Мы с друзьями выезжаем с Алтая в Новосибирск. Предстоящие 7 часов езды я видел так: в дороге у меня получилось сосредоточиться и написать статью (за последние два дня куча мыслей, мозг чешется, но все никак не собирается в цельную историю). Как итог я удовлетворён статьей и вдохновлён результатом, у меня куча новых мыслей.

Выезжаем. Через 15 минут пути, друзья предлагают заехать в Манжерок — курортное место на Алтае. Заезжаем, а там максимально туристическое место, какие я не переношу: жара, праздник, дети, шары, мороженное. Все идёт совсем вразрез ожиданиям «сосредоточиться и написать статью». Друзья идут на подъёмник, я с легким раздражением говорю: «Я подожду вас в каком-нибудь тихом кафе, почитаю пока». Мне говорят: «Где ты найдёшь тут тихое кафе!?». А вокруг атмосфера такая, что шанс найти тихое место и правда кажется не реальным. Я ухожу.

Иду глазею по сторонам, интуитивно захожу в тусклое, непрезентабельное кафе «Чешская булка» — кажется там народу поменьше. Заказываю кофе и булку, сажусь в угол, шуршит кондиционер — почти хорошо. Только народ постоянно ходит туда сюда и галдит, сосредоточиться трудно. Кофе оказался отвратительный, булка ещё хуже, но мне это сегодня не особо важно.

Через 5 минут в кафе заходит парень, перекидывается несколькими репликами с хозяином кафе и уходит. После этого хозяин подходит к двери, провожает уходящих гостей и закрывает дверь на защелку изнутри. Я остаюсь один в зале. Я тоже поднимаюсь уходить, но хозяин говорит: «У нас большой заказ, вынуждены закрыть кафе пока. Но вы можете сидеть, как надоест — уйдёте».

И вот я сижу в эпицентре «курорта» в полной тишине и пишу. Через час возвращаются мои друзья, у меня написана статья и я ей удовлетворен, я на эмоциональном подъёме.

Все произошедшее — череда случайностей. Не будь у меня видения, я возможно по другому бы реагировал: зашёл в кафе по презентабельнее, или когда понял что кофе не вкусный — ушёл бы. А будь у меня план, я бы наверное совсем от гнева на нет сошёл.

Видение и удовольствие в моменте

Мы часто отдаём предпочтение удовольствиям в моменте, вместо долгосрочной выгоды. Поспать, вместо пробежки. Шопинг, вместо финансовой подушки. И это сново про отсутствие видения будущих результатов.

Эксперимент с  зефиром он про это. Мозг многих из нас не принимает решение в пользу мифической выгоды потом, даже если она объективна и озвучена ему. Только в том случае если человек сам увидел это выгоду в будущем и захотел её — мозг идёт на сделку и отказывается от сиюминутной выгоды, ради большей в будущем.

Видением мы показываем себе все преимущества жизни, когда мы будем обладать результатами: на уровне ощущений. Теперь когда нам предстоит принимать решения, мозг будет действовать пользу этого видения, легко отказываясь от сиюминутной выгоды.

Когда появляется видение, то образуется очевидная разница между тем, что есть сейчас и тем, что хочется. В книге «Путь наименьшего сопротивления» Фритц обьясняет, что между этими точками создаётся напряжение и оно стремится разрядиться — это закон природы. Напряжение разрядиться тогда,когда мы достигнем видения. И поэтому нам легко двигаться, нас туда тянет.

Мы часто обманываемся тем, что говорим себе «я решил что-то делать» и начинаем сразу делать. А тут нужно остановиться и нарисовать видение.

Про видение я буду говорить много, т. к. это основная штука в процессе достижения результатов.

Видите ли, видение!

Бывает тяжело заставлять себя что-то делать, хотя ты вроде твёрдо решил достичь цели — выучить язык, запустить проект, стать стройным. А если тяжело, то это не ок, чуть потерпишь и скорее всего бросишь.

Эта тяжесть появляется не от самого факта, что нужно что-то делать, а от отсутствия видения результата — ради чего стараться.

Видение — это кино в нашем воображении про нас самих, обладающих результатами. Кино должно захватывать так, чтоб на попкорн не хотелось отвлекаться.

И зависимость случается такая: чем соблазнительнее видение, тем легче процесс. Даже самые тяжелые вещи даются с лёгкостью. Так мы подключаем бессознательный механизм принятия решения.

От видения меняется наше поведение: мы по другому говорим, принимаем другие решения.

Но часто мы действуем без видения. Хочу другую работу — буду искать работу. Хочу похудеть — сажусь на диету.

Пример: за всю жизнь я приступал к изучению английского языка раз 10, и обычно бросал через 1—2 месяца — тяжело себя заставлять, не интересно же.

Но однажды мы были в Стамбуле и в ресторане я перекинулся несколькими словами с турком — мне было тяжело подбирать слова, но что-то меня зацепило. Я вдруг захотел быть чуваком, который свободно говорит на английском. Я представил себя говорящим с людьми за границей, болтающим в зуме и т. д. Я зауважал этого «себя в будущем» — крутой чувак же. С того дня прошло 6 месяцев и я ежедневно что-то слушаю, читаю на английском, звоню и разговариваю. При этом мне совсем не нужно с собой договариваться. Даже странно, если ничего на английском не смотрел и не слушал.

Неплан. Погружение в хаос

У меня была иллюзия что прогресс в моей жизни обязан моим усилиям и следованию плану. Я думал, что все результаты я получаю благодаря тому, что ставлю себе задачи и выполняю их.

Я провёл ревизию своих достижений, и обнаружил, что большая часть из них со мной случилась сама собой. Люди с которыми я сейчас работаю пришли в мою жизнь благодаря случайностям: сняли офис рядом, познакомились на практикуме, сидели за одной барной стойкой по утрам. Название первой студии «Мысмаксом» я не придумал, а опечатался в статье ЖЖ и потом просто поддержали шутку. Сообщество с практиками по дизайну я сделал потому что мне было скучно в новогодние каникулы. Лучшие свои статьи я написал, не думая о том, кто их будет читать и какая у них польза. А с одной из моих заказчиков я когда познакомился благодаря свайпу в Тиндере.

А что же с планами? Я придумывал проекты, планировал их запуск, запускал и проект проваливался. Я планировал презентации дизайна, для которых писал «драматургию встречи» и дизайн не принимался. Искал дизайнера с помощью вакансий и собеседований, и находил одного с пометкой «третий сорт не брак».

Следование плану лучше всего описывает случай: однажды я решил запустить курс и набрать группу из 30 человек. Я составил план как я буду набирать, посмотрел как это делают другие, спроектировал цепочку: сделаю промо-страницу, проведу вебинар там расскажу о курсе, потом вот такое письмо, потом таргетинг и т. д. На протяжении двух недель у меня ежедневный ту-ду лист, в котором по 10—15 пунктов. Я сфокусирован — никаких просмотров фильмов и посиделок с друзьями. Естественно всё шло не по плану, естественно я корректировался и строил новые планы. Результат: я набрал 15 человек. Я конечно, порадовался и этому, но наградить себя медалью «король продуктивности» как-то рука не поднималась.

И конечно, я знаю присказку «хочешь рассмешить бога расскажи ему о своих планах», и знаю, что планы всегда меняются и нужно с этим смириться. Но меня заинтересовало другое, а действительно ли следование плану это хорошая тактика? Соотношения кол-во усилий к полученным результатам в первом случае явно выигрывает. Но при этом бездумно довериться хаосу, тоже казалось сомнительным. Я решил в этом разобраться.

Исследование я озаглавил первым пришедшим в голову словом «Неплан». Все свои выводы пишу сюда.

Ваш войс очень важен для меня, я отвечу вам завтра

Заметка, которую буду отправлять всем, кто присылает мне аудиосообщения. И иногда буду сам перечитывать, а то нет-нет да и да.

Аудиосообщение — зло, потому что:

  1. Его невозможно прочитать за несколько секунд, а значит я отложу его изучение на попозже (а вспомню ли?).
  1. Аудио не удобно слушать в моменте. Нельзя его прослушать во время скайп-колла, быстро Ок-нуть во время беседы с товарищем и т. д. Значит снова я отложу его и отвечу вам завтра.
  1. Содержание аудио на 80% — попытки сформулировать мысль. Почему я должен тратить своё время на то, чтобы слушать как вы формулируете мысль? Если вы не радио-ведущий, то скорее всего вы так-себе формулируете мысли на ходу. Я, например, ужасно это делаю.
  1. Чтобы вернуться к тому что лежит внутри сообщения мне нужно его переслушать. Верх глупости записывать в аудио такие вещи как: задание на работу, резюме встречи, стоимость и даты, место встречи и т. д.

Почему так хочется записать аудио

  1. Потому что для мозга войс требует меньших усилий, чем написание текста: не нужно фокусироваться, формулировать мысли стройно, убирать лишнее, расставлять пунктуацию. Гораздо проще нажать кнопку и начать говорить.
  1. Голосовухи создают иллюзию «я решаю вопросы». Даже когда ты за рулём, на ходу, между делом — можно бубнить и ощущать себя, что ты не зря тратишь время.
  1. Иллюзия оперативности. Кажется что записать аудио быстрее чем писать. Но быстрее только в моменте отправки. Но в учёт не берётся время, которое уходит на ожидание ответа (оно сильно больше чем у текстовых сообщений + время на прослушивание получателем (еще и несколько раз, потому что «отвлекли/невнятно»)

Когда нужно писать аудио
Только в одном случае: когда вы хотите поделиться эмоциями. Общайтесь с друзьями, любимыми с помощью аудио: усюсю, ахаха и вот это все — гораздо сочнее звучит в аудио. Но когда по работе — пишите текст.

Альбом «Там за лесом», 2013

Решил вытащить наш альбом из Яндекс Дисков, а то раньше так нельзя было. Приятного прослушивания!

Лёша Рева, Серёжа Минор, Руслан Рахимджанов «Там за лесом»

Работа — не просто работа

Из прошлой статьи может показаться что я ратую за работу сквозь боль и страдание: просто делай работу без души, лишь бы платили, т. к. работа — это же просто работа.

Так вот для тех кому показалось так, пишу следующую, она снимет, возникшее у вас, напряжение.

Прошлая статья была про здоровое отношение к работе — без завышенных ожиданий. После того, как ожидания уровнялись, можно идти дальше.

Просто выполнять работу — это минимальный базовый уровнь, который от тебя ждут на работе. Но если относиться к работе только так, то вряд ли мы создадим проекты, которые изменят мир, вряд ли нарисуем иллюстрации, которые покорят зрителей. Работа будет сделана, а жизнь будет скучной и однотонной.

Чтобы сделать что-то стоящее важен блеск в глазах исполнителя, его искренняя заинтересованность и включенность в задачи, инициатива и т. д. А всё это находится внутри исполнителя. Можно сколько угодно заниматься мотивировать исполнителя: играть в мячики, мотивировать, выдавать значки, коачить и т. д., но блеск и инициатива идут не оттуда.

Сделать работу интересной задача самого исполнителя. Любая задача может быть одновременно скучной и безумно интересной — смотря с какой стороны посмотреть. И если исполнитель не умеет смотреть, то всегда будет видеть скучные задачи.

И я думаю, что каждому нужно учиться делать свою работу интересной.

А чему учиться?

Ну, например вот этому:

Усложнять задачи. Любую задачу можно решить просто в лоб, а можно добавить в ней вызов для себя и задача заиграет другими красками. К тебе пришли за паттерном на коробочку, а ты возьми и усложни: разработай форму коробки и придумай новые крепления. Или еще сложнее: придумай как изменить опыт пользователя при получении подарков, может и вовсе коробочка не понадобится. Для этого нужно уметь видеть цели и ограничения: «зачем мы паттерн рисуем?» и предлагать решения, которые лучше этого достигнут чем паттерн в тех же ограничениях. В результате — тебе безумно интересно, и заказчику радость, что человек не просто работу работает.

Развлекать себя. Да, да, это нужно уметь делать. К тебе пришли за визиткой, а ты расчехлил 3Д-редактор, потому что очень уж любопытно и зарендерил какую-то штуку для неё. Заказывал ли 3Д заказчик? Нет, но визитка получилась классной и это главное, а вам не было скучно на работе. Заказчику всё равно какую сетку ты использовал, сам ты рисовал иллюстрацию или взял откуда-то. Главное, чтобы задача была решена в условиях контекста. А значит там можно найти свой кураж, о котором знаешь только ты.

Быть любознательным. Очень важно иметь увлечения в различных сферах. Чем скуднее у тебя кругозор, тем скуднее ты решаешь задачи. Тебе никогда не придёт в голову спеть визитку, если ты не поёшь. Ты можешь запрограммировать диплом, выпечь визитку, или сшить сайт. Мультиопыт сильно усложняет призму, через которую ты смотришь на задачу и подсказывает неожиданные решения. Ответ на вопрос «чем ты занимаешься помимо дизайна?» один из ключевых, которые я задаю дизайнеру постарше. И если там ничего, то скорее всего и в дизайне будет всё сухо по-дизайнерски.

Короче, кайф — это твоя забота, не требуй его от работы.

Работа — это просто работа

Ща будет пост про то, как дизайнерам на Руси на работе жить тяжело. И почему работа вам не должна ни «саморелизации», ни «состояния потока», ни «удовольствия».

Проснулся однажды утром дизайнер и вдруг подумал: «чёт, меня больше не прёт кнопки рисовать…искра куда-то пропала». Дальше дизайнер открывает интернет, друзей полайкать, а там натыкается на лозунги «делай то, что любишь», «найди своё предназначение», видит фотки счастливых ребят, которые «нашли себя». После возвращается к рабочим задачам, а там тоска смертная. Какой-то сотый экран для мобилки рисуем, че-то кому-то нужно объяснять и защищать, программисты капризничают.

«Ну точно, это вообще не то, что я должен делать. У меня явно есть предназначение, я должен реализоваться. А у нас на проектах чет это не получается». Через несколько месяцев замечаем, что у дизайнера совсем потухли глаза, и он размахивает флагом «я выгорел».

Примерно так мы получаем ребят с психологическими расстройствами, которые выгорают как спички и страдают на работе.

И первая реакция — нужно что-то сделать, чтоб дизайнеру стало хорошо: поиграть с ним во что-то, подтасовать задачки поинтереснее, замотивировать, покоачить и т. д.

А я бы посоветовал принять другую пилюлю: исправить отношение к работе.

Все страдания, от того, что у человека есть ожидания от работы и они не оправдываются. У наших предков не было такой картинки — папа ходил на завод сутки через двое, работал как конь, приходил домой и спал. Ни о какой самореализации и речи не шло, психологических проблем тоже не было.

Работа — это просто способ добывания денег: вам дают деньги, за то, что вы снимаете чью-то головную боль. И этот способ на дистанции очень однообразен и скучен. И можно попробовать считерить и найти что-то приятное в работе, как-то её украшать. А можно пойти в обратную сторону: работу просто нужно сделать, чем быстрее и легче, тем лучше. А самореализацию искать на стороне.

Когда я включил у себя этот тумблер, я перестал ожидать что презентация, которую я верстаю мне должна нравиться — сделать быстрее и пойти своими любимыми делами заниматься: программировать, гулять, общаться с друзьями, пилить свой проектик. А на деньги которые мне заплатят, я буду заниматься любимыми делами с ещё большим кайфом (куплю новый комп, оплачу airtable, куплю гитару) + еще подумаю что можно сделать с деньгами, чтобы уменьшить работу в своей жизни.

При этом важно делать работу хорошо. Просто хорошо, не больше не меньше.

Время метафор
Тут как всегда у меня есть метафора.

Например, вот дома есть посуда, и она становится грязной. У вас есть вариант — помыть посуду. Скучный, не вдохновляющий, но дающий результат. Вы берёте и моете посуду каждый день и посуда чистая. Мыть посуду — это тоже самое что работать. Никакого удовольствия там на прямую быть не должно. Мытье посуды не должно тебя увлекать, мотивировать и т. д. Когда моешь посуду думаешь об одном: как с этим побыстрее разобраться, чтобы заниматься своими делами.

Но конечно у тебя всегда есть другие варианты:
 

с посудой с работой
оставить посуду грязной и страдать сидеть без денег и страдать
свалить всё на жену жить за чей-то счёт
купить посудомойку выпустить продукт и получать с него деньги
нанять мойщицу делегировать работу, и получать деньги
не есть дома работать попроектно
слушать любимые подкасты пока моешь посуду настроить автоматизацию на часть своих задач и кайфануть

 
 
При этом важно помнить о самореализации и состоянии потока, но помнить, что этого нет в самой работе. Ты либо это создаешь там сам, либо ищешь где-то на стороне. Все попытки обвинить работу в том, что там вас заставляют делать то, что вам не хочется ведут к расстройствам. Ты тратишь лишнюю энергию там, где можно было её вообще не тратить. Сделай быстро и занимайся чем-нибудь другим. Либо ищи способы добыть деньги вне паттерна «работать»

«Я такой» и «Всё понятно, расходимся»

Пытаясь понять себя и мир, я понял в чем мои сильные и слабые стороны и этим стал объяснять все свои успехи и провалы.

И если объяснения успехов никаких вопросов не вызывали — красавчик, что тут скажешь (хотя на самом в успехе огромная доля случайности), а вот объяснения провалов создавали иллюзию решения проблем. На любые нестыковки в жизни находились красивые объяснения почему я не смог это сделать: у меня такой тип мышления, и соответственно я не могу делать системные вещи. Всё понятно же, расходимся.

На самом деле, когда ты объясняешь себе «почему это так» ты говоришь своему мозгу: не нужно думать, тут все понятно. Это забалтывание себя. Ты снимаешь напряжение и не даешь своему мозгу даже шансов найти решение, т. к. для мозга все объяснилось и нет никаких конфликтов, можно не тратить энергию на сборку каких-то других способов решения.

Например, я до 30 лет не считал деньги. Т. е. я пробовал как написано в книгах и как делают друзья, у меня не получилось. Я объяснил себе, что моё мышление создано для хаоса и поэтому деньги считать я не приспособлен. Напряжение снялось, а проблема осталась: живу постоянно затыкая дыры в бюджете. Всё понятно, расходимся.

Вместо того, чтобы поставить себе задачу «считать деньги с учётом моих особенностей мышления», я объяснил себе почему я не могу считать так как считают другие и успокоился. Сознательно, а бессознательно продолжил копить чувство вины.

Мне 33 и я считаю деньги уже год. Каждый день, по своей системе, которая подходит мне. И это произошло в тот момент когда я перестал оправдывать себя, а стал решать задачи, мыслить результатами, ресурсами и ограничениями.

Продолжим об объяснениях и мышлении результатами как-нибудь в другой раз, завтра может быть. А сейчас женский голос в такси мне говорит «Вы приехали».

Блог про управление хаосом и собой

Есть ребята, у которых мышление заточено под то, чтобы хранить информацию по полочкам, быть точным в обязательствах и цифрах. У них все деньги посчитаны, документы разложены по датам и встречи не пропущены. Они планируют, держатся плана и запускают проекты. Жизнь идёт под флагом «Стабильность».

А есть другие, которые плохо чувствуют время, много говорят «да», потом извиняются. У них в календаре по две встречи друг на друге, документы раскиданы по всем дискам с названием «Новая таблица». Денег в притык или хуже — долговая яма. Жизнь идёт по флагом «Хаос».

И вот я из вторых. Но при этом я нахожу способы как устроить жизнь так, чтобы не страдать, успевать, не утонуть в долгах, запускать проекты и при этом не расстаться с творческим хаосом, который мне нужен как воздух.

Большую часть своего пути я пробовал пользоваться методиками ребят из первой группы: и каждый раз бросал. Я чувствовал чувство вины, что я какой-то не правильный и ущербный. Что сложно что ли заглянуть в календарь? Завести туду-лист? А чего сложного записывать траты и не тратить больше чем зарабатываешь? Почему-то сложно, ребятки.

Потом я понял, что тут нужно по-другому и произошло две вещи:

  1. Я стал изучать тему мышления, наблюдать за другими ребятами и делать выводы. Так я стал понимать, что тип мышления накладывает свои ограничения и даёт свою силу. То, что одному даётся интуитивно, для другого — адский труд.
  1. Я вспомнил, что я дизайнер, который всю жизнь занимается творчеством: я умею мыслить целями и ограничениями, умею анализировать контекст, придумывать гипотезы и проверять их об реальность. Стал перекладывать паттерны, которые я применяю при создании песен, дизайна, написании статей и пр. на создание своей жизни. Потому что в творческом процессе сплошные ограничения и четкие цели. Я стал меньше искать «рецептов», а больше проектировать свои системы или адаптировать чужие.

Жизнь не стала идеальной, и я по прежнему много чего теряю, но теперь я собираю все свои ограничения и строю системы с поправкой на них. Что-то работает, что-то ломается. Но те, что работают — очень сильно влияют на жизнь. Все как в дизайне.

Где-то об этом нынче мой блог.

Внутренний будильник и бодрое утро

Года 3—4 назад я пожил в режиме «лечь рано и встать рано». Ложился в 22:00, вставал в 5:30 и так примерно год. Сам график — офигенный, об этом писать не буду, т. к. уже не раз писалось: успеваешь сделать кучу дел к тому времени как все просыпаются, можешь побыть один на один с собой и бла бла. Расскажу лучше о другом.

Тогда я вставал по звуку будильника: утро начиналась с того, что я заставлял себя встать. Шёл на кухню пил воду, сидел и тупил — потом шёл в душ и более менее просыпался только после контрастного душа. В 6:30—7:00 я был уже способен что-то писать, думать и т. д. Я считал что это норма — организму нужно проснуться.

После я забил на этот график и стало ложиться в 1:00—2:00 и вставал в среднем в 7:00—9:00, но всегда под звук будильника. Утро было таким же адски сложным.

Вставать «как выспишься» для меня не сработало: просыпаешься в 10:30 и два часа ходишь с ощущением «Федя, мы всё просрали!», и самочувствие еще хуже чем описано выше.

Два месяца назад я решил поставить эксперимент — я запретил себе использовать внешний будильник. Ложась спать, я просто даю себе установку во сколько я хочу проснуться — завожу внутренний будильник. Обычно я просто ставлю его на «завтра встать где-то с 4:30 до 5:30». И это сработало: я просыпаюсь сам, нащупываю телефон смотрю на часы и встаю. Меня не рубит спать, мне не нужно себя уговаривать вставать, я сразу же могу заниматься своими делами.

По началу были такие подгоны, что я просыпался в 2:30 и смотрел на часы с ощущением «бля, проспал» — т. е. я внутренне через чур себя контролировал и боялся проспать. Потом это ушло и в среднем я встаю в нужный промежуток времени, а всё остальное время сплю нормально.

Были фейлы? Да, были. Раз-два в неделю это не работает, но обычно это связано с тем, что вечером я просто вообще не ставил себе установок, и вырубился спать. Еще после перелёта и возвращения домой тоже сломалось на несколько дней, но восстановилось.

А если нельзя рисковать? Когда нужно встать например на самолёт, то я ставлю внешний будильник, но внутренне настраиваюсь на время раньше. Просыпаюсь раньше звонка будильника в хорошем самочувствие.

Корни этой идеи растут из философии: хорошо продумай результат, который хочешь получить, но не пытайся контролировать процесс, доверяйся обстоятельствам.

Дальше я стал экспериментировать и пробовать спать днём 15 минут с внутренним будильником. Эта тема мной ещё не изучена, пока только два раза было и два раза сработало — не показательно.

Как дизайнеру или программисту повысить з.п.

Удивляет, что в 2021 году есть дизайнеры интерфейсов, которые не написали ни строчки кода. Потом получается, что там где можно было обойтись самым нативным решением, дизайнер наделал модного UI, а страдай из-за этого разраб.

Удивляют фронтэндеры, которые не покурили ничего про основы предоставления информации и пользовательских интерфейсов. Потом садится собирать приложение начинается истерика «а нафига нам так сложно, давайте все на стандартных сделаем!», ты ему «пользовательские сценарии, друже!», а он «у нас такого компонента не было, и API вообще в другом виде инфу даёт».

В какой-то момент развития ответ на вопрос «как повысить свой уровень и получать больше з.п.?» лежит в смежных областях. Программистам нужно изучать основы UI-дизайна. UI-дизайнерам нужно изучать основы программирования. Это сильно помогает работать: меньше споров, меньше лишней работы, больше интересных решений на стыке.

Для дизайнера еще одна статья про UX и Jobs To Be Done вряд ли что-то изменит, а вот приложение собранное на Реакте сильно поменяет призму и усилит тебя.

З.Ы.: заголовок интересный не придумался, поэтому возьмем «покликбейтовее».

2021  

Самозванство или как получать пользу из страха быть лузером

Всю сознательную жизнь живу с ощущением «друже, с чего ты взял что ты имеешь право делать дизайн/наставничать/программировать/др.?». Из умных видео и книжек я узнал, что это называется «эффект самозванца» — когда ты живёшь с ощущением, что вот-вот найдется кто-то, кто тебя раскусит и скажет «да, какой ты дизайнер, давай прекращай уже!». Помню как показывал свой первый код опытному программисту: оправдывался и всячески подчеркивал «ну я не программист, если что». Присвоить себе звание артдир тоже стоило не малых усилий (пришлось себе объяснить, что артдир — это просто роль в проекте, требующая определенных навыков, они у меня вроде есть, значит вроде как могу).

Общаясь с другими ребятами, я понял что с таким ощущением живут многие (да почти все вокруг меня, но может это искажение моего окружения). Но одни ребята, превратили самозванство в силу, а другие страдают и называют это своей слабостью. По состоянию на сегодня, я себя отношу к первым, и считаю что самозванство один из ключевых механизмов в творческом процессе, если его правильно использовать.

Самозванство вынуждает тебя тщательно готовиться к воображаемому судному дню. В ход идут: курсы, книги, видео, тренинги — все, для того, чтобы можно было самому себе сказать «я действительно шарю, я не самозванец!».

Но пока читаются книги и посещаются курсы — самозванство не проявляется. Эффект появляется лишь в тот момент, когда ты планируешь показаться миру со своим творением и тем самым заявить что ты «дизайнер/руководитель/писатель/и т. д.». Пока не заявлял о себе, с тебя и спроса нет.

Самозванство — слабость, когда из-за него ты откладываешь проявление: не пишешь книги, не делаешь дизайн, не ездишь на встречи. Вместо этого ты ждешь когда пройдет это состояние — так ребята превращаются в вечных студентов, которые уже много знают, но пока не готовы. А состояние может совсем не пройти, т. к. вряд ли на земле есть тот, кто «действительно шарит».

Самозванство становится силой, когда ты, не смотря на свои ощущения, делаешь. Начиная любое дело, я ощущаю себя самозванцем и внутренне готовлюсь к встрече с «судьей». Эта внутренняя подготовка заставляет меня быть максимально подготовленным, чтобы когда я вел курс, никто не заметил белых пятен, а значит мне нужно как можно больше всего узнать, попробовать, разобрать. А если вот это спросит, а я не знаю? Срочно разбираемся? А как цвет работает? А что я могу сказать про золотое сечение? Всё это сказывается на качестве результата. Если бы я расслаблялся, то нашел бы меньше информации, хуже бы проработал статьи и т. д.

А что если поработать над своими мыслями и удалить самозванство? Когда ты победил ощущение самозванца — ты остановился, т. к. теперь ты мнишь о себе что действительно шаришь в любой момент времени и тем самым надел шоры. На самом же деле, ты просто понял, что тебя не спросят и поэтому забил готовиться.

Если самозванство психологически сильно напрягает, то можно вспомнить о том, что не страшно сказать «а вот это я не знаю». Нужно привыкнуть, что всегда есть такая опция и по возможности всегда к ней прибегать. Никто не бьет в ответ, не кричит, что ты обманщик, а скорее наоборот думает что ты честный и не рисуешься.

2021  

«Экспресс в дизайн» → Design Exp.

Окончательно переименовал «Экспресс в дизайн» в Design Exp.

Программа давно никакой не «экспресс» для новичков, каковым я его изначально задумывал — думал упрощу и сделаю азбуку для всех, кто берется за макеты: научу совмещать картинку с текстом, чтобы было хорошо и симпатично. В итоге не моя тема оказалась: все равно я пускался анализировать соотношения пустоты и заполненности в макете, говорить о характере типографики, творческом мышлении и сильных выразителях. А делать это на примере баннера для соцсетей — какое-то кощунство.

Я продолжил работать над программой и добавлял в неё всё, что мне казалось важным для создания стильного макета. Все проверял на тренировках с участниками последних двух потоков. На сегодня это полноценная программа тренировок про основы стиля в вёрстке и типографике.

«Эксп» звучит круче и точнее, учитывая что суть не в правилах сформулированных мной, а суть в опыте, приобретенном дизайнером во время выполнения практики и полученном артдирекшене от меня.

Ещё из изменений
Теперь я отбираю участников на курс. Совсем новичкам будет тяжело на курсе, поэтому я фильтрую ребят: нужно чтобы человек знал основы, и уже был готов к более тонкой настройке.

Участие можно оплачивать помесячно.

О сомнении при решении «изобретательских» задач

Сначала в формате подкаста.

Ключевой навык дизайнера, который решает творческие задачи: сомневаться всегда и во всём и искать доказательства.

Дизайнер, который «всё знает» не только сам себе лжёт, но ещё и не сможет найти ничего неожиданного и нового в любой сфере.

Чтобы сомневаться нужно не ссать задавать вопросы: себе и окружающим.

Когда программист говорит, что этого нельзя сделать на Андроиде, я задаю вопрос почему? А как делают? А если сделать? Пойду гуглить.

Когда заказчик говорит, что на сайте нужна регистрация, я задам вопросы: зачем? а что будет если её убрать? Не сможем собирать лиды, а зачем нам лиды? А что мы называем лидами? А как потом с этими лидами работают?

Ответы на вопросы разворачивают задачу под разными углами. Т. е. чем меньше у тебя вопросов, тем «зашореннее» ты смотришь на задачу.

Сомневаться нужно во всём, даже в том, что сам сказал. Даже в том, что проект заказчика действительно нужен. Но конечно не сомневаться публично.

Назовите это софт скилл и качайте: не ссать, сомневаться и искать доказательства.

P.S. действительно ли это ключевой навык? Я сомневаюсь.

Ранее Ctrl + ↓