Учимся хорошо воровать
Если вы до сих пор думаете, что воровать это плохо. И до сих пор занимаетесь ерундой типа: «А! Это он взял вот отсюда!». Тогда для вас пост.
Никто, ничего нового не придумал в этой жизни с пустого места. Все происходит из пересечений различных уже готовых решений. Наш мозг индивидуален, и каждый по своему обрабатывает поступившую информацию. Это паззл, в котором нет одной финальной картинки.
Мы сейчас не о том воровстве, когда кто-то взял готовый дизайн, скопировал его удар в удар, и выдал за свое. Это воровство плохое. Не нужно так воровать.Это не является творчеством. Мы о том воровстве, когда берут какие-то решения у других мастеров и применяют их в своей работе. Это хорошо.
Я занимаюсь музыкой. Пишу стихи. Проектирую интерфейсы. Рисую дизайн. Везде это правило работает.
Я брал различные способы написания стихов, я брал даже слова похожие на слова исполнителей, которые мне нравятся. Я ориентировался на конкретные припевы, когда писал свои. Постепенно я обрастаю различными навыками, решениями, которые я нахватал у различных исполнителей. В результате я создаю, так или иначе, что-то свое.
Или вот тоже воровство говорят: семплирование в музыке. Какой глупый спор на тему того, что битмейкеры воруют музыку, а сами ничего не пишут. Нечего общего у них с музыкантами нет мол. Да просто материал, с которым работают, разный и инструменты разные. У одного материал — ноты, у другого сразу наигранная мелодия. Один придумывает как из отдельных нот собрать что-нибудь интересное, другой думает, как мелодию порезать и собрать из нее другую мелодию. Получаются разная музыка, для разных людей, с разными эмоциями.
Так и должно быть. Один придумал пластилин. Другой из него слепил смешных человечков. Третий снял мультфильм используя этих человечков. Четвертый наложил музыку и сделал из этого фильма клип. Это вообще воровством назвать нельзя. Все молодцы.
Вот, почитайте, Остин Клеон пишет о том, как воровать как художники.
Сам Остин берет статьи в газете, и делает из них поэмы, зачеркивая все, кроме нескольких слов, из которых получается поэма. Его материалом является текст статьи.
Как-то вот так:
[[html
Newspaper Blackout Book Trailer from Austin Kleon on Vimeo.
]]
Т. е. по той же логике, он ничего не создает. Так нет, создает. Создает новую сущность: и смысл другой, и эмоции другие. Статью читали одни люди, его поэмы читают другие. И сэмплирование в музыке тоже самое.
Хорошо воровать умел Джобс, и плохо сегодня ворует Самсунг, например. Сенсорные экраны были и до Айфона. И телефоны были до Айфона. Но Айфона небыло.
Цукерберг вон тоже хорошо своровал, если верить тому, что говорят.
На пустом месте ничего не рождается. Всегда кто-то, откуда-то что-то берет, и делает из этого другое что-то.
На эту тему я могу рассуждать долго. Сегодня вот как-то так — скомкано.