Большая череда ошибок

Очень круто, сейчас переживать на себе старт своего нового дела. Т. е. я был дизайнером, и в этой сфере я освоился, я понимаю кто клиенты, какие у них проблемы и о чем они думают. А вот в коучинге — нет. Т. е. теоритеческия я понимаю, но практика естестевенно всегда говорит иное. И вот, чтобы понять, нужно строить теории и проверять их об реальность.

Да, именно так — строить выдуманные теории, и проверять, уточнять. А не наоброт: проанализировать и найти решение. Об этом говорил Эйнштейн: «теорию можно проверить опытом, но невозможно на основе опыта создать теорию». Когда я первый раз прочитал эти строки, я офигел — ведь я всегда думал наоборот.

Почему так? Потом что реальность слишком сложна и ты не можешь понять зависимости, сколько бы ты не анализировал их. Поэтому тебе нужно делать допущения и проверять их. И если твое допущение оказалось близким к реальности, оно будет работать.

Поэтому, я придумываю теорию: кто мои клиенты и какая у них проблема, и как они о ней думаю, и почему они у меня купят. Потом иду к ним. Оказывается, вообще не попал. Или попал, но частично. Оставляем, то, что сработало, выкидываем то, что не работает. Строим новую гипотезу.

Если все это соправождается страхом ошибиться, то ничего не выйдет. Т. к. твой проект это череда совершенных ошибок. Если каждая проваленная гипотеза кладет тебя на лопатки, и ты чувстуешь себя ничтожеством, слабаком и т. д. то сначала нужно отучиться испытывать эти чувства. Это я так плавно подвел к тому, зачем ко мне на консультации стоит сходить.

Клеймо «ошибки»

Боязнь совершить ошибку существует только в том случае, если я зацеплен за результат. Т. е. если мои действия приведут к положительному результату — я счастлив. А если к отрицательному, то это ошибка.

Но это ведь не так. Вообще, даже слово ошибка не подходит под явление, когда ты ожидал от реальности одного, сделал как тебе хочется, а реальность отреагировала по другому.

Термин «ошибка» из мира конкуренции. Если ошибся ты, значит это выгодно твоему сопернику. Например, на футбольном поле, неточная передача может привести к тому, что соперники забьют гол твоей команде. Можно сказать, что ты совершил ошибку. Т. е. твои промахи выгодны кому-то другому.

А когда ты совершил действие, а результат не такой, как хотелось бы — это естественное поведение реальности — нужно сделать еще один подход, попробовать по другому. Но из-за того, что мы клеймим этот результат ошибкой, мы тратим энергию на самобичеванием и отбиваем у себя желание пробовать что-то другое. На деле добываем из этого состояния понятные чувства — вины, ущербности и вот этого всего.

Я не говорю «нет»

Страх отказа противная штука. С первого взгляда мелочь — ну подумаешь, «нет» не удобно говорить. А это все проникает в жизнь так, что делает жизнь серой и напряженной.

Сначала ты помогаешь другим, там где не хотел, а внутри начинаешь есть себя и других — так ты постепенно теряешь силу. Её остается меньше на то, чтобы заниматься своей жизнью.

Из-за того что ты сам боишься отказывать, ты и боишься отказов. А из-за этого ты начинаешь отказывать себе в желаниях, просто потому что почти вся наша жизнь — это содействие с людьми. И ты боишься им предлагать, просить помощи. В своем делене боишься предложить свои услугу, в личной жизни боишься рассказать о своих желаниях второй половине и т. д.

В результате мелкий страх «отказать» выливается в то, что желания подавлены, с людьми неискреннен и сил с каждым днем все меньше.

Как отказать, когда страшно отказать

Если обращаться к этой задаче из сознания Подростка, то кажется, что тут потенциальная угроза, например, «они обидятся». Ты будешь стараться выкрутить ситуацию так, чтобы можно было сказать «я вынужден отказать/я не могу». Из этого состояния ты пойдешь говорить «нет» с агрессией, обидой и другими мешающими эмоциями. «Короче! Я устал! Мне все это надоело, сил больше нет! Я не хочу тут работать!» — в таких формулировках видно, как человек за других придумал, что будто его заставляют тут находиться. В сознании Подростка весь мир устроен так — ответственность лежит на других людях.

А если посмотреть на эту ситуацию из сознания Взрослого, где есть только одна фраза «я хочу» и он имеет права выбирать. И при этом, в этом состоянии ты не хочешь никому вредить, поэтому ты скажешь это с заботой и любовью. «Петь, слушай, я понял что я не хочу дальше работать, а себя заставлять я не хочу, поэтому давай придумаем как закончить дела».

Взрослый говорит только за себя и поэтому это не будет обидным. Кто-то расстроится, да это ответственность другого человека, а Взрослый несет ответственность только за свое состояние и за свои реакции. Адлер это называл: «не делать работу за других людей».

Зачем сложно, если можно просто?

Если я хочу разобраться в новой теме, я ищу книги, статьи и видео. Среди авторов для начинающих есть такие, которые очень хорошо разобрались в своей теме, но так сильно обросли профильной терминологией и увели свои знания в свой глубокий мир, что я как новичок устану его понимать. Мне сначала нужно изучить его язык и логику. Таких я сразу убираю на полку с пометкой «на крайний случай», если не найду других. Потому что цель большинства таких авторов — самоутвердиться: они пишут свои знания, для тех кто уже знает. Они не хотят общаться, со мной, который вообще не шарит.

В первую очередь я ищу тех ребят, которые смогли найти способ донести знание до обычных людей. Такие знают — чем проще, тем лучше.

Например, когда-то я изучал музыкальную теорию. Все статьи и книги будто издевались надо мной: тон, полутон, квинта, кварта, триоль. У меня нет обработчика этих понятий. Тогда я нашел на ютубе мальчишку лет 10, который хлопая в ладоши мне объяснил все по простому. Вместо занудного «триоль — это группа из трёх нот одинаковой длительности…», он говорил «Та-та-та» и стучал в ладоши, а потом говорил это триоль. И я все понял. Я научился.

Одно название!

Очень меня умиляют термины в духе «синдром самозванца». Термин который ничего не говорит и вообще никак не помогает.

Я это вижу так: представим я езжу на машине, и вдруг давлю на педаль, а скорость больше 40 не набирается. Я звоню другу, он говорит: «да, у меня такое было, это называется синдром предела скорости». Я читаю интернет и там оказывается у кучи людей «синдром предела скорости». Кто-то научился жить с ним, кто-то страдает. Каждый дает какие-то рекомендации.

А реальность выглядит так, что я езжу на Тайоте 2003 года, друг на электоркаре, а чувак из интернета на Газели. У одного колеса спущены, у другого что-то еще запало.

Т. е. понятно что страх что тебя осудят есть у всех и он похож по внешним признакам, но под капотом он разный у каждого. Смотря какой набор травм у человека и набор убеждений. Один боится что люди проявят агрессию, другой — что они обидятся, третий — сам себя считает недостаточно полезным, поэтому не чувствует уверенности.

А синдром самозванца есть у всех. И это абсолютно естественно и нормально.

Сотрудничество с обстоятельствами

Каждый из нас проживал моменты, когда казалось, что реальность будто помогает нам — только подумал, а тут на тебе — вот возможности, забирай! Это всегда ощущается как магия. Ты вроде видишь, что это есть, но как этим пользоваться? Даже доказать не можешь, что это не просто разовая акция. Хочется вывести закономерность и жить отныне только так.

Все дело в состоянии сознания.

Когда наше сознание в состоянии Подростка и Ребенка, мы не можем сотрудничать с обстоятельствами, т. к. мы не знаем чего хотим, и мы требуем от мира, чтобы он о нас заботился и просто сделал для нас хорошо: дал работу, на которой нам хорошо, семью, друзей. Мы готовы капризничать и говорить, как мы не хотим, но мы не можем сказать как именно мы хотим. Мы много переживаем и не доверяем миру: «а если останусь без денег, а что скажут люди, а почему я этого достоин?». Сотрудничать с тем, кому не доверяешь невозможно — ты во всем видишь скрытые умыслы, и сомневаешься в любой новой возможности.

На уровне Юноши, мы пытаем понять мир, придумать ему какую-то стройную концепцию — создать план, который будет похож на то, что теперь все стало понятно. Мы уже не воюем с реальностью, но и не танцуем с ней.

Когда твое сознание находится на уровне интуиции или действий (Творец и Взрослый) — ты мыслишь только результатом и действием. Ты не разглядываешь будущие сложности, не строишь планы, не пытаешься контролировать, не эмоционаируешь когда все пошло не так. Ты можешь только выбирать. Выше я писал, что истинный выбор доступен только на уровне сознания Взрослого. На этом уровне ты сверяешься с тем, что хочешь и действуешь. Это режим Творца. На этом уровне мы живем так: «я выбираю как я хочу — я взаимодействую и реагирую на возможности, т. е. снова выбираю».

На уровне Творца и Взрослого мы танцуем с реальностью. Никаких обид, если танец ускорился или замедлился. Никаких ожиданий от танца — я веду как чувствую сегодня. Юноша же пытается придумать танец, а потом уговорить реальность танцевать его. Подросток и Ребенок не танцует, а хочет, чтобы реальность для него станцевала.

На уровень Подростка, Ребенка мы опускаемся из-за привычек мыслить — они выражены у нас в сценариях поведения и убеждениях. Наши реакции, которые мы выбрали в детстве, т. к. зависили от родителей — мы просто повторяем их, и не замечаем, что все это уже не работает.

В состоянии Подростка, Ребенка мы обслуживаем свои страхи, мы боимся, мы не хотим выбирать и нести ответственность за свою жизнь. Только в состоянии Взрослого и Творца мы творим свою жизнь и несем за нее ответственность. Ответственность начинается со слов «Я хочу вот так: ...»

Как меняется работа

В начале пути твоя работа, это то, что ты делаешь физически: рисуешь, пишешь, отвечаешь на письма и т. д. Ты привыкаешь быть занятым, привыкаешь что-то делать. Если не работаешь, то нет денег.

А когда ты развиваешься в руководители или запускаешь свой проект, то однажды обнаруживаешь, что теперь твоя работа: принимать решения. И эффективность работы теперь измеряется в качестве принятых решений.

А для принятия качественных решений нужно иметь ресурс: свободного внимания и времени. Вот и получается, что тебе нужно как можно меньше быть занятым и как можно больше быть отдохнувшим. Меньше встреч, меньше дел, меньше событий. Иначе ты плохо делаешь свою работу.

В результате одна из твоих задач, постоянно держать свой ресурс свободного времени и внимания в избытке.

Чувство команды

Работая в разных контекстах с людьми, я вижу что для личного удовлетворения от работы и общего командного духа, ключевым является ни качество продукта который вы делаете, ни его польза, ни смысл, ни распределение ролей.

Ключевое — чувство сотрудничества с людьми. Когда у тебя нет сомнений что ты хочешь помочь этим людям сделать то, что задумали.

Вы можете тушить лес, чтобы выжить (ваша работа очень важна), или создавать сайт, который закроют через месяц (работа выходит была пустой тратой времени). Результат не важен. Важно чувство плеча и сотрудничества с людьми.

И вопрос лишь в одном: ты разделяешь с людьми в команде общую цель, или же просто делаешь свою работу. Если разделяешь, то все круто. Если нет, то виновата не работа, не продукт, а отношения между людьми. Возможно не те люди, не те ценности — это нормально.

Смелость просто жить

Просыпаюсь утром. Ощущаю: нужно что-то делать. Нужно писать, планировать, звонить, решать. Писать песни, снимать видео, запускать проекты. Никак нельзя ничего не делать. Если я остановлюсь, то все п…а правда, что будет?

Не знаю. Если я ничего не создам, то что я после себя оставлю? И если я остановлюсь, то от меня точно все откажутся. А если откажутся, то я останусь один и умру. Какой первобытный страх. Страх смерти.

Нужна смелость. Делать потому что страшно — это режим труса. Смелость же в том, чтобы посмотреть в глаза страху и не идти на поводу у него. Боясь летать, нельзя сесть в автомобиль и сказать что так и хотел. Смелый активничает не для того, чтобы заглушить страх, а для того чтобы прийти к своим целям.

Когда замираю, я вижу сколько суеты я делаю от страха: куча дел, идей, звонков. Без моих действий часто только лучше. А там где для достижения цели можно было сделать один шаг, я делаю сальто и двойной тулуп — такое точно заметят, увековечат и…я не достиг цели? Но сальто то красивое!

Оказывается важно иметь смелость просто жить. Не доказывая свою важность, оригинальность. Никто от тебя не откажется, один ты не умрешь.

Об умении получать обратную связь

Наглядный пример, произошел со мной на днях. Прошу совета у своего друга: «Юр, подскажи как поставить свет в кадре в домашних условиях». Я кидаю кадры, Юра даёт совет, я делаю новые попытки.

Присылаю ему очередной кадр. Получаю обратную связь: «на прошлом кадре было лучше, т. к. там сзади фон размылся и все далеко. А на этой ты слипся с полкой и поэтому ты снова не отделен от фона».

И вот тут показательно что мне захотелось написать ему в ответ: «да, на прошлой фотке круче, согласен, но там я не смогу постоянно снимать, т. к. это общая комната и там не расставишь технику. Плюс тогда я делал фотку на портретник, и на видео фон так не размоется — будет не то. А здесь полку я не могу убрать».

Если присмотреться, я просто оправдываюсь и защищаю почему я сделал именно так, т. е. пытаюсь сказать, «я в порядке, я не дурак». При этом я игнорирую главный посыл Юры: «ты слипся с фоном, отделись как-нибудь».

Так часто дизайнеры приходят за обратной связью по своим работам. В ответ они рассказывают почему они так сделали, игнорируя ключевой посыл.

Если не выключить свой эгоизм и желание «быть в порядке», то смысла в запросе обратной связи нет.

Настройка отношений

Отношения с сотрудником, клиентом или партнером начинаются с этапа настройки.

Всегда хочется так: посмотреть портфель, провести собеседование, согласовать условия и погнали работать.

Но так не работает.

Настройка отношений занимает время. Только спустя несколько недель, или даже месяцев, мы начинаем понимать на каком языке говорить друг с другом, кто что умеет, кто в чем силен. И главное: наблюдаем куда действительно ведут эти отношения.

Чем длиннее планируемая дистанция отношений, тем дольше должен быть процесс настройки.

Если не знать, что существует этап настройки, может казаться что мы тратим время и ресурсы — работа идет медленно результатов мало. Кажется заманчивым найти идеального человека и с ним сотрудничать.

Настройка окупается спустя время. Когда отношения настроены работать сильно проще. Большая часть вопросов решается интуитивно, а не кнутом регламента.

Поэтому: любой проект начинается не с ТЗ, концепций и графиков, а с настройки отношений.

Безотходная деятельность

Я приучил себя конвертировать в продукты всё, что происходит со мной в жизни. Так я во всем начал видеть ресурсы.

Например, конфликт с заказчиком— ресурс для статьи. Непринятый вариант дизайна — ресурс для будущих проектов или курса. Неприятности в личной жизни — ресурс для рассказа или сценария. Просмотренный фильм — тема для подкаста. Комментарий под моим постом — тема для видео на ютубе.

Но это только первый круг. Дальше — больше:

Разговор с дизайнером в команде превращается в заметку. Заметку обязательно вытащу на подкаст поговорить. Подкаст — ресурс для статьи. Статья — ресурс для видео на ютуб. Видео — ресурс для живой лекции. 10 видео схожей темы — ресурс для курса. И т. д.

Так мое время и энергия всегда конвертируется во что-то ценное для будущего меня. Моя задача наблюдать и конвертировать. Придумывать почти ничего не нужно.

Знай своё место

Если, занимаясь делом, ты любишь и ценишь все сложности на пути к результатам, то ты на своём месте. Результаты тебе важны, только если есть путь.

Например, однажды я увлекся версткой сайтов. В начале, у меня всё получалось и мне в кайф, но, естественно, спустя несколько дней начались сложности. И каждый раз, сталкиваясь с проблемой, я раздражался: «какого хера все не так как я хотел!? В смысле кнопка не показывается!? Я хотел, чтобы хоба и готово! Бесит этот код!». Мне хотелось, чтоб как можно быстрее случился идеальный результат. Меня раздражал путь.

Когда я делаю дизайн, сценарий или статью, то в процессе у меня тоже куча сложностей: нет идей, не понимаю как сложить слова во что-то цельное, не нашел примеров хороших. Но при этом, я ни за что не променяю этот процесс на готовый результат — написанный крутой сценарий или готовый стиль.

И да, под словом «место» я имею в виду не профессию и не конкретную деятельность, а лишь способ применение себя в них.

Дизайнить себя

Каждый день я дизайню себя.

Дизайнить себя это не то же самое, что делать из себя идеального. Это было бы то же самое, что делать «красивый» логотип — а это не задача для дизайнера.

Дизайнить себя это не «стать таким же как Олег». Это было как «сделайте сайт как Эпл», а это не задача для дизайнера.

Дизайнить себя — изучать себя и выдумывать как бы хотелось поменять себя. Это уже дизайнерская задача, как «сейчас люди воспринимают нас молодыми и распиздяями, а хочется чтобы стали видеть в нас зрелых, надежных ребят».

Дизайн — это пересечение анализа и воображения. Дизайн — это понимание Точки А и понимание Точки Б. Промеж этих точек — творческий процесс.

Ранее Ctrl + ↓